На главную

Экспертно-аналитическая деятельность

Информация о результатах проведения анализа системы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Нижегородской области в части поступления доходов в областной бюджет

Информация
о результатах проведения анализа системы администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду в Нижегородской области в части поступления доходов в областной бюджет

Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

  • министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;
  • Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по ПФО).

Анализируемый период: 2012-2014 годы.

  1. Основные проблемы собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС):
    • Действующая редакция Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позволяет четко определить плательщиков платы за НВОС. Следствием этого являются обращения в суды, решениями которых субъектом платы за размещение отходов признается не собственник отходов, а лицо, их размещающее.
      На устранение правовых пробелов законодательного регулирования платы за НВОС направлен Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вступающей в силу с 01.01.2016, дано более четкое определение лиц, обязанных вносить плату за НВОС.
    • Количество хозяйствующих субъектов, стоящих на учете в Департаменте Росприроднадзора по ПФО и вносящих плату за НВОС, значительно меньше зарегистрированных по данным ФНС России:
      В связи с указанным в 2012-2014 годах происходило недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от платы за НВОС.
        2012 год 2013 год 2014 год
      Количество зарегистрированных ЮЛ и ИП по данным ФНС России 174 332 165 031 168 951
      Количество поставленных на учет в Департаменте Росприроднадзора по ПФО в качестве плательщиков платы за НВОС  27 030 27 344 37 514
      16% 17% 22%
      Количество ЮЛ и ИП, от которых поступила плата за НВОС 27 030 27 345 35 840
    • Снижению поступлений платы за НВОС способствует возможность корректировки размеров платежей за НВОС с учетом освоения  природопользователями средств на выполнение природоохранных мероприятий.

       

  2. Предложения контрольно-счетной палаты Нижегородской области по урегулированию собираемости платы.

    • Дополнение Положения о Департаменте Роспироднадзора по ПФО (утв. приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 № 487) полномочиями по постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве потенциальных плательщиков платы за НВОС.
    • Дополнение Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей о необходимости регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков платы за НВОС в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
    • Урегулирование информационного взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования посредством внесения соответствующих дополнений в постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В целях сокращения документооборота возможен уведомительный характер регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков платы за НВОС, при котором регистрация осуществляется без их заявления, когда свидетельства о регистрации направляются им почтовым отправлением.
    • В качестве меры воздействия за не постановку на учет в органе исполнительной власти (осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере природопользования) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как плательщиков платы целесообразно рассмотреть вопрос об установлении в КоАП РФ меры ответственности.
    • С 01.01.2016, в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 244-ФЗ, будут введены следующие нормативы отчислений платы за НВОС: в федеральный бюджет – 5 %; в бюджеты субъектов РФ – 40 %; в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением – 55 %. В связи с указанным, возможно рассмотреть вопрос о возложении администрирования платы за НВОС на уровень субъектов РФ. Однако, данное решение повлечет увеличение бюджетных ассигнований на содержание соответствующих квалифицированных кадров.

По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с Законом области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области направлен отчет о результатах данного экспертно-аналитического мероприятия.



Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области                                                           Е.С.Скобелина

 

По результатам экспертно-аналитического мероприятия по состоянию на 01.01.2016 выполнено:

Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области рассмотрены предложения контрольно-счетной палаты Нижегородской области по урегулированию собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду, информация направлена в адрес государственно-правового департамента Нижегородской области.

Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области                                                                    Е.С.Скобелина