На главную

Экспертно-аналитическая деятельность

О результатах экспертизы по проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

О результатах экспертизы по проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Заключение контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее - КСП НО) на проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»  подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса РФ, Закона Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области.

Основные характеристики областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждены в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно перечню, установленному статьей 22 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области», и сформированы следующим образом:

Таблица 1
    (тыс.рублей)

Показатели

2018 год

к первоначальному плану 2017 г.

2019 год

к плану 2018 г.

2020 год

к плану 2019 г.

Доходы

141 571 427,5

105,0%

139 889 943,7

98,8%

145 612 736,1

104,1%

Расходы

141 460 462,8

106,2%

139 703 137,1

98,8%

143 859 207,4

103,0%

Профицит

110 964,7

6,6%

186 806,6

168,3%

1 753 528,7

в 9,4 раза больше

 

  1. В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – законопроект, проект закона) разработан на основании положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, «Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2017 № 673, «Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (2018 год и плановый 2019 и 2020 годов)», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18.10.2017 № 744, проекта изменений бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период (2017-2028 годы) и утвержденных государственных программ (проектов изменений государственных программ, проектов государственных программ).
    В соответствии с нормами статьи 169 БК РФ и статьи 16 Закона области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» законопроект составлен сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в программном формате на основе 28 государственных программ области.
    Законопроект содержит все основные характеристики бюджета и показатели, предусмотренные статьей 184.1 БК РФ и статьей 22 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области». Перечень документов, представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям, установленным статьей 184.2 БК РФ и статьей 23 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области».
    Основные параметры областного бюджета определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по снижению объема государственного долга, установленных Соглашениями с Минфином России, заключенными Правительством Нижегородской области в 2015-2017 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
    Министерством финансов области, с учетом требований ст. 174.2 БК РФ, принят порядок планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (утвержден приказом министерства финансов Нижегородской области от 19.09.2017 № 167).
  2. Законопроектом сформирована следующая структура доходов областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
    Таблица 2
    (тыс.рублей)

    № п/п

    Показатели

    2017 год

    2018 год

    2019 год

    2020 год

    1

    Доходы всего:

    134 873 373,9

    141 571 427,5

    139 889 943,7

    145 612 736,1

    1.1

    отклонение к предыдущему году, тыс.руб.

    19 955 508,2

    6 698 053,6

    -1 681 483,8

    5 722 792,4

    1.2

    отклонение к предыдущему году, в %

    117,4%

    105,0%

    98,8%

    104,1

    1.3

    доля в общем объеме поступлений, в %

    100,0%

    100,0%

    100,0%

    100,0%

    2.

    Налоговые доходы

    114 807 774,4 

    121 117 954,9

    125 930 621,2

    130 664 912,7

    2.1

    отклонение к предыдущему году, тыс.руб.

    16 478 042,1

    6 310 180,5

    4 812 666,3

    4 734 291,5

    2.2

    отклонение к предыдущему году, в %

    116,8%

    105,5%

    104,0%

    103,8%

    2.3

    доля в общем объеме поступлений, в %

    85,1%

    85,6%

    90,0%

    89,7%

    3.

    Неналоговые доходы

    3 701 982,0 

    3 817 045,7

    3 327 967,0

    3 322 057,1

    3.1

    отклонение к предыдущему году, тыс.руб.

    1 096 959,0

    115 065,7

    -489 078,7

    -5 909,9

    3.2

    отклонение к предыдущему году, в %

    в 1,4 раза больше

    103,1%

    87,2%

    99,8%

    3.3

    доля в общем объеме поступлений, в %

    2,8%

    2,7%

    2,4%

    2,3%

    4.

    Безвозмездные поступления

    16 363 617,5 

    16 636 426,9 

    10 631 355,5

    11 625 766,3

    4.1

    отклонение к предыдущему году, тыс.руб.

    2 383 507,1

    272 809,4

    -5 755 071,4

    994 410,8

    4.2

    отклонение к предыдущему году, в %

    117,0%

    101,7%

    64,9%

    109,4%

    4.3

    доля в общем объеме поступлений, в %

    12,1%

    11,7%

    7,6%

    8,0%



    По результатам выборочного анализа расчетов по доходным источникам обоснованность проектируемых сумм КСП НО в целом подтверждает. В части отдельных видов доходов КСП НО предлагает уточнить плановые показатели в ходе исполнения бюджета.
  3. Профицит бюджета.
    В соответствии с проектом закона исполнение областного бюджета в трехлетнем периоде планируется с профицитом, в 2018 году в сумме 110 964,7 тыс.рублей (в 2019 и 2020 годах – соответственно 186 806,6 тыс.рублей и 1 753 528,7 тыс.рублей).
  4. Расходы областного бюджета
    В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов основной задачей бюджетной политики в области расходов является безусловное исполнение действующих расходных обязательств путем перераспределения бюджетных средств в пользу приоритетных направлений и проектов.
    Проект областного бюджета по расходам на 2018 год рассчитан в сумме 141 460 462,8 тыс.рублей, что составляет 106,2% к первоначальному бюджету 2017 года (133 184 177,4 тыс.рублей). На 2019 и 2020 годы общий объем расходов областного бюджета запланирован в сумме 139 703 137,1 тыс.рублей и 143 859 207,4 тыс.рублей соответственно.
    В соответствии со ст.87 БК РФ, ст.5 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2011 №739 «Об утверждении порядка составления и ведения реестра расходных обязательств Нижегородской области» формирование расходов областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялось на основании предварительного реестра расходных обязательств областного бюджета Нижегородской области.
    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в программном формате.
    Проектом закона предусмотрено финансирование 28 государственных программ1 в сумме 135 446 629,1 тыс.рублей в 2018 году, что составляет 95,7% от общих расходов бюджета (в 2017 году - 26 государственных программ в сумме 128 443 191,5 тыс.рублей, 96,4% от общих расходов бюджета).
    На плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено финансирование 28 государственных программ в объеме 134 177 888,9 тыс.рублей и 138 577 401,5 тыс.рублей соответственно.
    Формирование областного бюджета в разрезе государственных программ, финансирование которых предусмотрено в 2018, 2019 и 2020 годах, проанализировано исходя из законопроекта, представленных одновременно с законопроектом паспортов (проектов паспортов) государственных программ (объемы бюджетных ассигнований по госпрограммам, показатели и индикаторы) и пояснительной записки к проекту закона.

КСП НО отмечает следующее:

  • на момент подготовки заключения КСП НО отсутствуют нормативные правовые акты, обосновывающие возникновение нескольких расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 85 БК РФ;
  • по ряду субсидий отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований для предоставления данных субсидий, что не соответствует нормам и требованиям статьи 139 БК РФ;
  • отсутствует перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Нижегородской области (с установленными целевыми показателями результативности предоставления субсидий) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, что не соответствует части 3 статьи 139 БК РФ;
  • по ряду субсидий юридическим лицам отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие предоставление данных субсидий, определяющие: категории и (или) критерии отбора ее получателей; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, что не соответствует требованиям статьи 78 БК РФ;

Кроме того, КСП НО имеет ряд замечаний и предложений по вопросам содержательного и количественного состава показателей индикаторов и непосредственных результатов, указанных в представленных одновременно с законопроектом проектах паспортов государственных программ.



Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области                                                                                Н.С.Хлунова



1 - Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждена 31 государственная программа, действующая на территории Нижегородской области, в том числе одна государственная программа вступающая в действие в 2020 году