На главную

Контрольные мероприятия

21 мая 2024

Информация о результатах проверки управления дебиторской задолженностью

Информация
о результатах
 проверки
надлежащего исполнения министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области полномочий главного администратора доходов областного бюджета по управлению дебиторской задолженностью по доходам
(выборочно)

Контрольное мероприятие проведено на основании пункта 1.18 плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2024 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 21.12.2023 № 27.
Объект проверки: министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее – Министерство).
Проверенный период: 2023 год, по отдельным вопросам по 17.04.2024.
Объем проверенных средств областного бюджета: 912 846,6 тыс.рублей.
По результатам проверки подписан 1 акт, возврату в бюджет от контрагентов Министерства подлежат 8 484,2 тыс.рублей.

Министерство является главным администратором доходов областного и местных бюджетов Нижегородской области по 53 кодам бюджетной классификации (доходы от сдачи в аренду земельных участков, перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, поступления средств от инвесторов, осуществляющих строительство коммерческих объектов и др.).

В 2023 году Министерство осуществляло администрирование доходов по 19 330 контрагентам в отношении 45 575 договорных обязательств.

В целях сокращения просроченной дебиторской задолженности по доходам, а также предупреждения ее возникновения Министерством проводится:

  • досудебное урегулирование задолженности – личные встречи руководства Министерства с должниками, телефонные переговоры, регулярные уведомления должников по телефону в автоматическом режиме;
  • взыскание долгов в судебном порядке, направление обращений в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, о включении задолженности в реестр требований кредиторов, о привлечении к субсидиарной ответственности в рамках дел о банкротстве бывших руководителей / лиц, контролирующих деятельность организации, где окончена процедура банкротства;
  • работа со службой судебных приставов и кредитными организациями (банками).

На конец 2023 года наибольшая из просроченной сложилась задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки. Из неё 76% составляет взысканная в судебном порядке, но не оплаченная задолженность (возбуждены исполнительные производства), а также мораторная задолженность, включенная в реестр требований кредиторов.

Проблемой в управлении дебиторской задолженностью по доходам является недостаточный уровень автоматизации оперативного учета и контроля при значительном количестве дебиторов в части:

  • наблюдения за должником в целях предотвращения его преднамеренного исключения из ЕГРЮЛ;
  • исключения фактов пропуска Министерством срока исковой давности для обращения в суд о взыскании задолженности;
  • конвертации сведений из разных информационных систем Министерства в единую базу данных в разрезе контрагентов и обязательств, в целях актуального учета и своевременного принятия управленческих решений;
  • формирования файлов выгрузки из единой базы данных в форматах, необходимых для дальнейшей конвертации в бухгалтерскую программу 1С.

Основные нарушения и недостатки:

  1. Регламент реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, а также иных полномочий по администрированию доходов утвержден Министерством на 5 месяцев позднее срока, установленного Минфином России.
  2. На начало 2023 года инвентаризация дебиторской задолженности по доходам местных бюджетов Министерством не проводилась, в связи с чем комиссией Министерства решения о признании части такой задолженности сомнительной либо безнадежной к взысканию не принимались и учет такой задолженности осуществлялся на балансовом счете 205 «Расчеты по доходам» (вместо списания на забалансовый учет либо финансовый результат).
  3. По 8 физическим лицам, признанным банкротами и в отношении которых завершена процедура реализации имущества, на балансовом счете 205 числилась мораторная задолженность.
    Обстоятельства признания дебиторской задолженности сомнительной к взысканию по физическим лицам локальными актами Министерства не регламентированы, в связи с чем она не была признана сомнительной к взысканию и не списана с балансового на забалансовый учет.
  4. Претензии 7 должникам с требованием погасить имеющую задолженность направлены Министерством позднее срока, установленного Регламентом. Задолженность не погашена, в суд для принудительного взыскания задолженности Министерство по состоянию на 17.04.2024 не обращалось.

Выводы

Учитывая значительный объем администрируемых доходов, требующий высоких трудозатрат, недостаточный уровень автоматизации обработки данных, масштабы претензионно-исковой работы, проведенным контрольным мероприятием надлежащее исполнение Министерством полномочий главного администратора доходов областного бюджета по управлению дебиторской задолженностью по доходам подтверждается.

По итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии со статьями 17, 22, 29 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»:

  1. Министерству направлено представление для принятия мер по устранению, пресечению и предупреждению нарушений и недостатков.
  2. Законодательному Собранию Нижегородской области, Губернатору Нижегородской области направлен отчет о результатах проверки.
  3. Прокуратуре Нижегородской области в порядке информации направлены материалы проверки.

 

 

По результатам контрольного мероприятия по состоянию на 04.07.2024 приняты меры:

  1. Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области во исполнение представления контрольно-счетной палаты Нижегородской области для принятия мер по устранению, пресечению и предупреждению нарушений и недостатков приняты следующие меры:
    • обеспечено погашение пятью контрагентами задолженности перед бюджетом в общей сумме 4 831,1 тыс.рублей;
    • в отношении погашения задолженности перед бюджетом в сумме 3 653,1 тыс.рублей в адрес трех контрагентов повторно направлены претензии, исковые заявления в суд;
    • проведено рабочее совещание об усилении контроля за соблюдением срока направления претензий должникам, срока исковой давности, за своевременным и надлежащим проведением инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, принятием комиссией решения о признании части задолженности сомнительной либо безнадежной к взысканию;
    • в целях обеспечения достоверного бухгалтерского учета задолженности по доходам применяются результаты ежемесячной её инвентаризации;
    • обеспечено отнесение мораторной задолженности физических лиц к категории сомнительной к взысканию и списание её на забалансовый учет;
    • выявленная в ходе контрольного мероприятия сомнительная задолженность 6 физических лиц признана безнадежной к взысканию и списана с учета.
  2. Решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 03.07.2024 отдельные пункты представления сняты с контроля как исполненные.



Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области                                                                                               Е.С.Скобелина