На главную

Контрольные мероприятия

25 декабря 2015

Информация о результатах проверок использования бюджетных средств на оказание государственной поддержки в виде грантов

Информация
о результатах проверок использования бюджетных средств на оказание государственной поддержки в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм и грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам

Объекты проверок: министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее – Минсельхозпрод), органы управления сельским хозяйством Володарского, Княгининского и Лукояновского районов области, выездные проверки восьми получателей грантов и единовременной помощи.
Проверенный период: 2014 год, 9 месяцев 2015 года.
Объем проверенных средств: 123 057 тыс.рублей.
Установлено нарушений и недостатков: 1 996,9 тыс.рублей (1,6% проверенного объема).

Средства областного бюджета на предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм и грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам предусмотрены в законе об областном бюджете и государственной программе по развитию агропромышленного комплекса Нижегородской области.
Средства государственной поддержки перечислены Минсельхозпродом непосредственно получателям (определены на основании конкурсных отборов), а именно:

  • гранты на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств перечислены в 2014 году в сумме 17 857 тыс.рублей 20 получателям, в 2015 году в сумме 41 963 тыс.рублей 17 получателям. Размер гранта в 2014 году составил от 480 тыс.рублей до 914,6 тыс.рублей, в 2015 году – от 750 тыс.рублей до 7 500 тыс.рублей;
  • гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь на бытовое обустройство перечислены в 2014 году в сумме 21 739 тыс.рублей 28 получателям, в 2015 году в сумме 41 498 тыс.рублей 34 получателям. В 2014 году размер гранта начинающему фермеру составил 672,8 тыс.рублей, единовременной помощи – 103,6 тыс.рублей, в 2015 году – 1 110,5 тыс.рублей и 110 тыс.рублей соответственно.

Основные нарушения и недостатки:

  1. Информация о начале конкурсных отборов размещена на официальном сайте Минсельхозпрода с нарушением утвержденных Правительством Нижегородской области Порядков предоставления средств на развитие семейных животноводческих ферм и на поддержку начинающих фермеров.
  2. Грант на создание и развитие КФХ предоставлен двум главам КФХ, которыми не соблюдено условие по неосуществлению предпринимательской деятельности в течение последних трех лет на дату подачи заявки на конкурсный отбор. В ходе проверки главой одного КФХ полученные средства в сумме 776,4 тыс.рублей возвращены в бюджет. С главы другого КФХ возврату в бюджет подлежит сумма 1 220,5 тыс.рублей.
  3. Неправомерный допуск заявителя к участию в конкурсном отборе при отсутствии полного пакета документов – главой КФХ в составе заявки (и в ходе проверки) не представлены документы о наличии среднего специального или высшего сельскохозяйственного образования, или дополнительного профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, или трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществлении ведения или совместного ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет.
  4. Одним из условий получения гранта на поддержку начинающих фермеров и единовременной помощи, а также грантов на развитие семейных животноводческих ферм является условие о том, что крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть единственным местом трудоустройства заявителя. В составе заявки на конкурсный отбор двумя главами КФХ представлены копии документов, согласно которым один трудоустроен в ОАО, другой – в ООО.
    В период проверки представлены копии приказов и трудовых книжек о их увольнении. Для подтверждения легитимности данных документов требуется проверка силами правоохранительных органов.
  5. На недостаточный контроль со стороны Минсельхозпрода указывают еще два факта:
    1. одним из направлений расходов, указанных в бизнес-плане и плане расходов, входящих в состав заявки на конкурсный отбор главы КФХ является приобретение кормов. Контрольно-счетной палатой Нижегородской области внимание Минсельхозпрода обращено на то, что такое направление расходов, как приобретение кормов, Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 166) не предусмотрено. В ходе проверки представлен другой план расходов главы КФХ – соответствующий целям использования гранта;
    2. условие о том, что заявитель должен заключить договоры о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей, подтвердить не представляется возможным по двум получателям грантов ввиду отсутствия в договорах купли-продажи наименования и стоимости реализуемой ими продукции.
  6. Использование гранта / единовременной помощи с нарушением условий о предоставлении гранта:
    1. без внесения в первоначально представленный план расходов необходимых изменений – по двум КФХ Княгининского района;
    2. внесение изменений в план расходов без согласования с комиссией по проведению конкурсного отбора – по двум хозяйствам Лукояновского района.
  7. Получателем гранта – главой КФХ из Лукояновского района в подтверждение осуществленных расходов для визуального осмотра большая часть приобретенных стройматериалов не представлена.
    У одного из поставщиков стройматериалов вид деятельности по продаже строительных материалов по выписке из ЕГРЮЛ отсутствует (основной вид деятельности – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами).
    Для подтверждения целевого использования средств гранта требуется дальнейшая проверка.

Кроме того, Минсельхозпроду как государственному заказчику и координатору государственной программы по развитию агропромышленного комплекса Нижегородской области контрольно-счетной палатой Нижегородской области рекомендовано:

  1. принять меры по внесению изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30.10.2014 № 739 «О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств Нижегородской области в 2015-2020 годах», направленных на обеспечение прозрачности отчетов получателей грантов;
  2. довести до управлений сельским хозяйством информацию о недопущении перечисленных нарушений.

По итогам проведенного контрольного мероприятия в соответствии со статьями 17, 22, 29 Закона области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»:

  1. в Минсельхозпрод направлено представление для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков;
  2. Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области направлен отчет о результатах проверки;
  3. в Прокуратуру Нижегородской области в порядке информации направлены материалы проверки.


    Аудитор контрольно-счетной палаты
    Нижегородской области                                                                       Е.С.Скобелина