На главную

Контрольные мероприятия

29 декабря 2023

Информация о результатах проверки использования средств областного бюджета, предоставленных на реализацию программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы».

Информация о результатах контрольного мероприятия
«
Проверка законности и эффективности использования средств
областного бюджета, предоставленных в 2022-2023 годах (истекший период)
на реализацию мероприятий государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы
».
(контрольное мероприятие проведено совместно / параллельно
с
19 контрольно-счетными органами муниципальных образований)

Объекты контрольного мероприятия: совместно: администрации пяти муниципальных округов Нижегородской области (городского округа город Бор; Вачского муниципального округа; города Нижнего Новгорода; Ветлужского муниципального округа; Володарского муниципального округа); параллельно[1]: администрации 14 муниципальных округов Нижегородской области.
Кроме того, контрольно-счетной палатой Нижегородской области проверено министерство строительства Нижегородской области (далее – министерство).
По результатам контрольного мероприятия составлены и подписаны 20 актов.
Проверенный период: 2022 год и истекший период 2023 года.

Результаты совместного контрольного мероприятия:
Объем п
роверенных средств: 1 037 513,5 тыс.рублей.
Установлено нарушений и недостатков: 203,6 тыс.рублей (в том числе 160,8 тыс.рублей - расчетный размер пени в адрес заказчика за несвоевременное исполнение обязательств по оплате контракта; 42,8 тыс.рублей – не оплачены пени за нарушение поставщиком обязательств по контрактам); кроме того 35 623,3 тыс.рублей - неэффективные расходы[2].

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе контрольного мероприятия:

  1. Установлена несогласованность муниципальных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и соответствующей государственной программы Нижегородской области (далее – Программа «Переселение граждан») / регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Нижегородская область)» (далее – региональный проект).
  2. Установлены недостатки в части: определения (закрепления в нормативных правовых актах) перечня расселяемых многоквартирных аварийных домов и источников финансирования мероприятий по переселению, необходимых для выполнения показателей регионального проекта в полном объеме; осуществления контроля за выполнением показателей, установленных Программой «Переселение граждан» и региональным проектом.
  3. Установлены отдельные недостатки в части:
    • требований Программы относительно этапности расселения аварийных домов и их реализации на практике;
    • полноты соответствия условий Соглашений о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы «Переселение граждан» (далее - Соглашения о предоставлении субсидий) положениям Программы «Переселение граждан»;
    • установления и соблюдения порядка предоставления отчетов по Соглашениям о предоставлении субсидий и Программе «Переселение граждан».
  4. Выявлены случаи нарушения отдельных норм федерального законодательства о контрактной системе в сфере закупок и связанных с ним подзаконных актов при организации и проведении закупочных процедур; при заключении и исполнении муниципальных контрактов (в том числе факты нарушения поставщиками сроков исполнения контрактов; нарушения заказчиками сроков оплаты по контрактам и др.).
  5. Установлены отдельные несоответствия жилых помещений, предоставленных гражданам в рамках переселения, требованиям муниципальных контрактов (частично устранены в период проверки).
  6. Отмечены риски, связанные: с реализацией муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у застройщика в домах, не введенных в эксплуатацию; с приобретением в рамках одного муниципального контракта нескольких жилых помещений у застройщика в строящихся домах; с завышением цены контракта при приобретении жилых помещений на вторичном рынке в населенных пунктах муниципального образования (с учетом разницы стоимости жилья в административном центре и в населенных пунктах муниципального образования).

По итогам проведенного контрольного мероприятия, в соответствии со статьями 17, 22, 29 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», направлены:

  • представления для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков в министерство строительства Нижегородской области, администрации г.о.г. Бор, города Нижнего Новгорода, Вачского, Ветлужского, Володарского муниципальных округов;
  • отчет о результатах проверки Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области;
  • копии актов и отчета о результатах проверки в Прокуратуру Нижегородской области в рамках соглашения о сотрудничестве;
  • информация о фактах нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

 

Во исполнение представлений контрольно-счетной палаты Нижегородской области по результатам контрольного мероприятия по состоянию на 15.03.2024 приняты следующие меры.

  1. Урегулирован вопрос финансирования площади квартир сверх площади для расселения аварийного фонда в рамках заключенных контрактов (финансирование осуществляется рамках адресной инвестиционной программы Нижегородской области).
  2. Приняты меры к урегулированию задолженности поставщика в сумме 42,8 тыс.рублей (штрафные санкции за факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам) путем списания с учетом норм Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) …».
  3. Усилен контроль за выполнением муниципальными образованиями условий Соглашений о предоставлении субсидий в части сроков предоставления отчетов о реализации мероприятий по переселению граждан.
  4. Министерством строительства Нижегородской области определены мероприятия на дату завершения которых, установленные показатели переселения, считаются достигнутыми; проведена верификация форм отчетности о реализации мероприятий по переселению граждан, уточнены даты представления отчетов; в муниципальные образования направлено письмо об отмене дублируемых отчетов.
  5. Приняты меры по недопущению нарушений и недостатков в сфере закупок в дальнейшем, проведена разъяснительная работа и обучающие мероприятия для ответственных сотрудников контрактных служб.
  6. К дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица администраций муниципальных образований (замечания).
  7. За нарушения бюджетного законодательства к административной ответственности привлечено 1 должностное лицо с назначением штрафа в сумме 10,0 тыс.рублей; за нарушения законодательства в сфере закупок к административной ответственности привлечены 5 должностных лиц, назначены наказания в виде предупреждений; Прокуратурой внесено представление об устранении нарушений в отношении главы местного самоуправления одного муниципального образования.

По решению Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 06.03.2024 № 4 представления сняты с контроля.

 

Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области                                                              З.П.Каменьщикова



[1] Проведены контрольно-счетными органами муниципальных образований самостоятельно.
[2] В рамках муниципальных контрактов на строительство многоквартирных домов оплачена общая площадь квартир больше, чем площадь для расселения аварийного жилищного фонда в рамках указанных контрактов (высвободившаяся площадь образовалась по причине изменения по решению суда способа переселения граждан). Ситуация урегулирована в ходе проверки, источники финансирования дополнительной площади изменены.