На главную

Контрольные мероприятия

15 июля 2021

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета ТФОМС НО»

Информация
о результатах контрольного мероприятия

«Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала за 2019-2020 годы»

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с частью 2 статьи 157 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), пунктом 4 статьи 2 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», пунктом 1.8 Плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2021 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее – КСП НО) от 29.12.2020 № 34,  Решением о проведении Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетной палатой Нижегородской области параллельного контрольного мероприятия.

Объекты контрольного мероприятия:

  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - ТФОМС НО);
  • министерство здравоохранения Нижегородской области (далее - Минздрав НО);
  • три медицинских организации (ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода», ГБУЗ НО «Городская поликлиника № 31 Советского района г. Нижнего Новгорода, ГБУЗ НО «Детская городская больница № 42 Московского района г. Нижнего Новгорода».

Проверяемый период: 2019-2020 годы.
Объем проверенных средств: 15 156,0 тыс.рублей (по сумме заключенных соглашений тремя медицинскими организациями: за 2019 год – 7 940,3 тыс.рублей и за 2020 год – 7 215,7 тыс.рублей).
Объем установленных нарушений и недостатков: установлены недостатки на общую сумму 154,5 тыс.рублей, информация о которых будет направлена в ТФОМС НО для дополнительной проверки и принятия соответствующих решений.
По результатам контрольного мероприятия составлено пять актов проверок, которые подписаны без разногласий.

В ходе проверки установлено следующее.
Средства нормированного страхового запаса (далее - НСЗ) для софинансирования расходов медицинских организаций, действующих на территории Нижегородской области, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала предусмотрены:

  • на 2019 год в сумме 228 939,9 тыс.рублей;
  • на 2020 год в сумме 272 578,3 тыс.рублей.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 22.02.2019 № 85н1  Минздрав НО на основании информации медицинских организаций сформировал сводную информацию о потребности в медицинских работниках, которую направил в ТФОМС НО.

ТФОМС НО на основании предоставленной Минздравом НО информации утвердил предельные объемы средств для софинансирования:

Информация о потребности

2019 год

2020 год

Первоначальный план

Уточненный план

Изменение (+, -)

Первоначальный план

Уточненный план

Изменение (+, -)

Количество медицинских работников, чел.

Врачи

336

343

7

311

315

4

СМП2

248

255

7

210

211

1

Количество месяцев

врачи

1858

1880

22

2075

2092

17

СМП

1636

1695

59

1653

1649

-4

Предельный объем средств, тыс.рублей

216 818,8

220 991,5

4 172,7

256 887,2

258 215,2

1 328,0


В соответствии с Приказами Минздрава России от 22.02.2019 № 85н и от 22.02.2019 № 86н3  заключены трехсторонние соглашения:

  • в 2019 году с 68 медицинскими организациями;
  • в 2020 году с 63 медицинскими организациями.

Средствами НСЗ воспользовались:

  • в 2019 году 47 медицинских организаций на общую сумму 36 516 339,33 рублей, что составляет 16,5% от общей суммы заключенных соглашений (220 991 487,15 рублей) и 16,0% от бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете ТФОМС НО на 2019 год.;
  • в 2020 году 40 медицинских организаций на общую сумму 23 640 361,32 рублей, что составляет 9,2% от общей суммы заключенных соглашений (258 215 244,00 рублей) и 8,7% от бюджетных ассигнований, утвержденных Законом о бюджете ТФОМС НО на 2020 год.

Причинами низкого исполнения средств НСЗ по мнению ТФОМС НО является:

  • отток врачей и среднего медицинского персонала в медицинские организации частной системы здравоохранения и covid-госпитали с более привлекательными условиями оплаты труда;
  • недостаточная мотивация принимаемых работников, в том числе выпускников медицинских учебных заведений работать в первичном звене (например: профессиональный рост, материальное стимулирование, предоставление жилья и т.д.).

По мнению Минздрава НО с целью закрепления кадров на работе и стабилизации трудовых коллективов медицинских организаций целесообразно:

  • осуществлять предоставление средств НСЗ на всех вновь принимаемых работников, вне зависимости от прироста штатной численности;
  • расширить список видов медицинских организаций, которым предоставляются средства НСЗ.

В соответствии со статьями 17 (п.5), 22, 29, 30 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» по итогам проведенного контрольного мероприятия направлены:

  •  копия отчета о результатах проверки в Счетную палату Российской Федерации;
  • информационное письмо в ТФОМС НО о результатах проверки медицинских организаций;
  • отчет о результатах проверки Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области;
  • копии актов и отчета о результатах проверки в Прокуратуру Нижегородской области в рамках соглашения о сотрудничестве.

 

Справочно: Отчет от 21.10.2021 № ОМ-68/02-04 о результатах параллельного контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного страхового запаса бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предназначенного на цели софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации» (выборочно4) утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28.09.2021 № 63 К (1506) п. 5) и размещен на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации: https://ach.gov.ru/checks/sp-otsenila-effektivnost-raskhodovaniya-sredstv-normirovannogo-strakhovogo-zapasa-na-oplatu-truda-me

 


Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области                                                                                      Н.С. Хлунова

 

 


 

[1] Об утверждении порядка формирования, условий предоставления медицинским организациямуказанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и порядка использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
[2] Средний медицинский персонал.
[3]«Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения о предоставлении медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала» (вступил в силу - 31.03.2019).
[4] 25 контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.