На главную

Контрольные мероприятия

28 сентября 2021

Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З

Информация
о результатах контрольного мероприятия
«Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств областного бюджета, выделенных в 2020 году и истекшем периоде 2021 года на реализацию Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»».

Контрольное мероприятие проведено на основании пункта 1.30 плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области, утвержденного решением Коллегии №34 от 29.12.2020.
Объект проверки: Министерство социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство), ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Ленинского района г. Н. Новгорода», «Управление социальной защиты населения Воротынского района», управление образования администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода.
Проверенный период: 2019 год и истекший период 2021 года.
Объем проверенных средств: 253 622,6 тыс. рублей.

Установленные нарушения и недостатки:
I. Законом Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 147-З) установлены следующие меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – контингент):

  • ежемесячное пособие на опекаемых детей;
  • ежемесячная денежная компенсация за жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на них доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (далее – ЕДК) по месту жительства и по месту пребывания в семье опекуна (попечителя);
  • дополнительные гарантии права на образование (в том числе полное государственное обеспечение до завершения обучения, компенсация на проезд, возмещение стоимости проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы) и прав на имущество и жилое помещение (однократное обеспечение жилыми помещениями и его ремонт).
  1. Выборочной проверкой правильности начисления и выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, ЕДК и компенсации проезда выявлены переплаты четырем опекаемым ежемесячного пособия на опекаемых детей и ЕДК одному опекаемому на сумму 32,3 тыс. рублей, а также недоплаты в сумме 26,7 тыс. рублей пособия пятерым опекаемым детям и его не назначение при наличии оснований.
  2. Требуется внесение изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу: утверждение порядка взаимодействия органов опеки и попечительства с Управлением социальной защиты населения (далее -УСЗН) в случаях прекращения либо продления выплат ежемесячного пособия на опекаемых детей; порядка возмещения переплат ежемесячного пособия на опекаемых детей вследствие несвоевременного поступления документов от органов опеки и попечительства в УСЗН; получения достоверных сведений о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц; предоставление получателями мер социальной поддержки документации, подтверждающей факт приобретения твердого топлива.

II. Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты) установлены Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законами Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 07.09.2007 № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области».

Расходы по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями предусмотрены Подпрограммой 1 «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области» (далее – Подпрограмма), включенную в ГП «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области» (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 302).

  1. Согласно письму Министерства просвещения РФ от 26.02.2020 и требований Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам …, одним из обязательных условий предоставления субсидии из федерального бюджета является:
    1. наличие утвержденной государственной программы (подпрограммы) субъекта РФ, софинансируемой за счет субсидии, предусматривающей мероприятия по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам …, которые должны обеспечивать отсутствие либо ежегодное сокращение задолженности субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в случае наличия у субъекта Российской Федерации такой задолженности на начало отчетного финансового года.
      Согласно п.2.5 Подпрограммы непосредственный результат составит:

      Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение жилыми помещениями (по состоянию на конец отчетного периода)

      Ед.

      2019 год

      2020 год

      2021
      год

      2022
      год

      2023
      год

      2024
      год

      2673

      2712
      (+1,5%)

      2680
      (-1,2%)

      2671
      (-0,3%)

      2666
      (-0,2%)

      2671
      (+0,2%)


      Ежегодное сокращение задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в Подпрограмме не запланировано, а именно: указан рост 1,5% в 2020 году, затем незначительное снижение на 1,2%, 0,3 и 0,2% в 2021, 2022 и 2023 годах и опять рост 0,2% в 2024 году.
      Недостаточный уровень ресурсного обеспечения, влекущий низкий уровень предоставления жилья, приводит к длительным срокам ожидания получения жилых помещений детьми-сиротами. Так, согласно информации Министерства, средняя продолжительность ожидания составляет 5-6 лет (средний срок ожидания по России - 7 лет).
      По информации Министерства срок ожидания получения жилых помещений детьми-сиротами по муниципальным районам Нижегородской области различен – от 3 до 13 лет.
      По мнению контрольно-счетной палаты Нижегородской области при распределении объема субсидии между муниципалитетами следует учитывать потребность и сроки ожидания в каждом муниципальном образовании.
  2. Проведены камеральные проверки в двенадцати муниципальных образованиях (муниципальные районы: Арзамасский, Уренский Бутурлинский Ардатовский, Кстовский, Починковский, Городецкий, Шатковский, Дальнеконстантиновский, Сергачский, а также городские округа: город Арзамас и Семеновский). Из 12 муниципальных образований в 8 были нарушены продавцами сроки передачи жилых помещений в муниципальную собственность, просрочка составила от 2 до 48 дней.
    На основании письма Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020 «О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товаров, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV» штрафные санкции к продавцам не применялись.
  3. С 2018 года министерство социальной политики Нижегородской области осуществляет полномочия по приобретению жилья для детей-сирот по г. Нижнему Новгороду. Согласно пояснениям Министерства, срок передачи жилых помещений, из областной собственности в муниципальную фактически составляет от 69 до 139 дней, что приводит к увеличению сроков ожидания детей-сирот по г. Нижнему Новгороду.
    По мнению контрольно-счетной палаты Нижегородской области, в целях уменьшения сроков ожидания получения жилых помещений детьми-сиротами, следует рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Закон Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» в части определения крайнего срока передачи жилья детям-сиротам.

В соответствии со статьями 17, 22, 29, 30 Закона Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» по итогам проведенной проверки направлены:

  1. Представления для принятия мер об устранении выявленных нарушений и недостатков в министерство социальной политики Нижегородской области, ГКУ НО «УСЗН Воротынского района», «ГКУ НО «УСЗН Ленинского района», управлению образования администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода.
  2. Отчет о результатах проверки в Законодательное Собрание Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области;
  3. В рамках соглашения о сотрудничестве копии акта проверки и отчета в Прокуратуру Нижегородской области.

Полное устранение замечаний находится на контроле контрольно-счетной палаты Нижегородской области.



Аудитор                                         Н.В. Пайкова
Аудитор                                         В.Ю.Севодняев