Экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете
О результатах экспертизы по проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
О результатах экспертизы по проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»
Заключение контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее - КСП НО) на проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» подготовлено с учетом требований Бюджетного кодекса РФ, Закона Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области.
Основные характеристики областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утверждены в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно перечню, установленному статьей 22 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области», и сформированы следующим образом:
Таблица 1
(тыс.рублей)
Показатели |
2018 год |
к первоначальному плану 2017 г. |
2019 год |
к плану 2018 г. |
2020 год |
к плану 2019 г. |
Доходы |
141 571 427,5 |
105,0% |
139 889 943,7 |
98,8% |
145 612 736,1 |
104,1% |
Расходы |
141 460 462,8 |
106,2% |
139 703 137,1 |
98,8% |
143 859 207,4 |
103,0% |
Профицит |
110 964,7 |
6,6% |
186 806,6 |
168,3% |
1 753 528,7 |
в 9,4 раза больше |
- В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – законопроект, проект закона) разработан на основании положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, «Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2017 № 673, «Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (2018 год и плановый 2019 и 2020 годов)», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 18.10.2017 № 744, проекта изменений бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период (2017-2028 годы) и утвержденных государственных программ (проектов изменений государственных программ, проектов государственных программ).
В соответствии с нормами статьи 169 БК РФ и статьи 16 Закона области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» законопроект составлен сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в программном формате на основе 28 государственных программ области.
Законопроект содержит все основные характеристики бюджета и показатели, предусмотренные статьей 184.1 БК РФ и статьей 22 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области». Перечень документов, представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям, установленным статьей 184.2 БК РФ и статьей 23 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области».
Основные параметры областного бюджета определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и необходимости соблюдения условий по снижению объема государственного долга, установленных Соглашениями с Минфином России, заключенными Правительством Нижегородской области в 2015-2017 годах при получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Министерством финансов области, с учетом требований ст. 174.2 БК РФ, принят порядок планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (утвержден приказом министерства финансов Нижегородской области от 19.09.2017 № 167). - Законопроектом сформирована следующая структура доходов областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
Таблица 2
(тыс.рублей)
№ п/п
Показатели
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
Доходы всего:
134 873 373,9
141 571 427,5
139 889 943,7
145 612 736,1
1.1
отклонение к предыдущему году, тыс.руб.
19 955 508,2
6 698 053,6
-1 681 483,8
5 722 792,4
1.2
отклонение к предыдущему году, в %
117,4%
105,0%
98,8%
104,1
1.3
доля в общем объеме поступлений, в %
100,0%
100,0%
100,0%
100,0%
2.
Налоговые доходы
114 807 774,4
121 117 954,9
125 930 621,2
130 664 912,7
2.1
отклонение к предыдущему году, тыс.руб.
16 478 042,1
6 310 180,5
4 812 666,3
4 734 291,5
2.2
отклонение к предыдущему году, в %
116,8%
105,5%
104,0%
103,8%
2.3
доля в общем объеме поступлений, в %
85,1%
85,6%
90,0%
89,7%
3.
Неналоговые доходы
3 701 982,0
3 817 045,7
3 327 967,0
3 322 057,1
3.1
отклонение к предыдущему году, тыс.руб.
1 096 959,0
115 065,7
-489 078,7
-5 909,9
3.2
отклонение к предыдущему году, в %
в 1,4 раза больше
103,1%
87,2%
99,8%
3.3
доля в общем объеме поступлений, в %
2,8%
2,7%
2,4%
2,3%
4.
Безвозмездные поступления
16 363 617,5
16 636 426,9
10 631 355,5
11 625 766,3
4.1
отклонение к предыдущему году, тыс.руб.
2 383 507,1
272 809,4
-5 755 071,4
994 410,8
4.2
отклонение к предыдущему году, в %
117,0%
101,7%
64,9%
109,4%
4.3
доля в общем объеме поступлений, в %
12,1%
11,7%
7,6%
8,0%
По результатам выборочного анализа расчетов по доходным источникам обоснованность проектируемых сумм КСП НО в целом подтверждает. В части отдельных видов доходов КСП НО предлагает уточнить плановые показатели в ходе исполнения бюджета. - Профицит бюджета.
В соответствии с проектом закона исполнение областного бюджета в трехлетнем периоде планируется с профицитом, в 2018 году в сумме 110 964,7 тыс.рублей (в 2019 и 2020 годах – соответственно 186 806,6 тыс.рублей и 1 753 528,7 тыс.рублей). - Расходы областного бюджета
В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов основной задачей бюджетной политики в области расходов является безусловное исполнение действующих расходных обязательств путем перераспределения бюджетных средств в пользу приоритетных направлений и проектов.
Проект областного бюджета по расходам на 2018 год рассчитан в сумме 141 460 462,8 тыс.рублей, что составляет 106,2% к первоначальному бюджету 2017 года (133 184 177,4 тыс.рублей). На 2019 и 2020 годы общий объем расходов областного бюджета запланирован в сумме 139 703 137,1 тыс.рублей и 143 859 207,4 тыс.рублей соответственно.
В соответствии со ст.87 БК РФ, ст.5 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2011 №739 «Об утверждении порядка составления и ведения реестра расходных обязательств Нижегородской области» формирование расходов областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялось на основании предварительного реестра расходных обязательств областного бюджета Нижегородской области.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформирован в программном формате.
Проектом закона предусмотрено финансирование 28 государственных программ1 в сумме 135 446 629,1 тыс.рублей в 2018 году, что составляет 95,7% от общих расходов бюджета (в 2017 году - 26 государственных программ в сумме 128 443 191,5 тыс.рублей, 96,4% от общих расходов бюджета).
На плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено финансирование 28 государственных программ в объеме 134 177 888,9 тыс.рублей и 138 577 401,5 тыс.рублей соответственно.
Формирование областного бюджета в разрезе государственных программ, финансирование которых предусмотрено в 2018, 2019 и 2020 годах, проанализировано исходя из законопроекта, представленных одновременно с законопроектом паспортов (проектов паспортов) государственных программ (объемы бюджетных ассигнований по госпрограммам, показатели и индикаторы) и пояснительной записки к проекту закона.
КСП НО отмечает следующее:
- на момент подготовки заключения КСП НО отсутствуют нормативные правовые акты, обосновывающие возникновение нескольких расходных обязательств, что не соответствует требованиям статьи 85 БК РФ;
- по ряду субсидий отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, критерии отбора муниципальных образований для предоставления данных субсидий, что не соответствует нормам и требованиям статьи 139 БК РФ;
- отсутствует перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Нижегородской области (с установленными целевыми показателями результативности предоставления субсидий) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, что не соответствует части 3 статьи 139 БК РФ;
- по ряду субсидий юридическим лицам отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие предоставление данных субсидий, определяющие: категории и (или) критерии отбора ее получателей; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, что не соответствует требованиям статьи 78 БК РФ;
Кроме того, КСП НО имеет ряд замечаний и предложений по вопросам содержательного и количественного состава показателей индикаторов и непосредственных результатов, указанных в представленных одновременно с законопроектом проектах паспортов государственных программ.
Аудитор контрольно-счетной палаты
Нижегородской области Н.С.Хлунова
1 - Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждена 31 государственная программа, действующая на территории Нижегородской области, в том числе одна государственная программа вступающая в действие в 2020 году