Экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете
Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
Информация
об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
«Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на проект Закона Нижегородской области
«Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (к первому чтению)
В соответствии с Планом работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2018 год (пункт 2.11) по итогам экспертизы подготовлено Заключение на проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (к первому чтению) с учетом требований Бюджетного кодекса РФ, Закона Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Нижегородской области.
- Основные характеристики областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждены в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и согласно перечню, установленному статьей 22 Закона области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» и сформированы следующим образом:
Таблица 1.
(тыс.рублей)Показатели 2019 год к первоначальному плану 2018 г. 2020 год к плану 2019 г. 2021 год к плану 2020 г. Доходы 153 384 407,5 108,3% 156 279 003,5 101,9% 161 368 433,9 103,3% Расходы 153 384 407,5 108,4% 156 279 003,5 101,9% 159 871 422,5 102,3% Профицит(+) /
дефицит (-)0,0 - 0,0 - 1 497 011,4 - - В соответствии с требованиями ст. 172 БК РФ составление проекта бюджета основывалось на прогнозе социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период, который разработан на основе прогноза социально-экономического развития РФ, а система показателей соответствует показателям, разработанным министерством экономического развития РФ.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее – Основные направления) разработаны с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2018 № 656.
Методологические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлены приказом министерства финансов Нижегородской области от 30.12.2013 № 142 «Об утверждении Положения о формировании прогноза основных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета».
При расчете прогнозируемых доходов нормативы зачисления в областной бюджет региональных и федеральных налогов и сборов, а также неналоговых доходов применены в соответствии с действующим бюджетным и налоговым законодательством на период 2019-2021 годов.
В представленном проекте бюджета отмечается абсолютный рост доходов в целом на 11, 8 млрд.рублей при увеличении доли налоговых доходов на 1,2 процентных пункта, снижении доли неналоговых доходов на 0,8 процентных пункта и безвозмездных поступлений на 0,4 процентных пункта. - По налоговым доходам в результате выборочного анализа расчетов по доходным источникам обоснованность проектируемых сумм КСП НО в целом подтверждает. В части отдельных налоговых доходов имеется ряд замечаний, изложенных в Заключении.
- Неналоговые доходы на 2019 год планируются в объеме на 23,1% или на 881 187,3 тыс.рублей ниже показателя первоначального плана на 2018 год. Отмечается продолжающееся снижение неналоговых доходов.
- Доходы дорожного фонда Нижегородской области на 2019 год (13 321 246,5 тыс.рубле), на 2020 год (13 730 677,9 тыс.рублей) и на 2021 год (13 893 912,4 тыс.рублей) сформированы за счет собственных источников и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с соблюдением требований Закона Нижегородской области от 09.08.2011 № 110-З «О дорожном фонде Нижегородской области».
- Законопроектом в доходах областного бюджета запланированы безвозмездные поступления из федерального бюджета в соответствии с проектом Федерального Закона № 556362-7 «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2019 и 2020 годов».
Таблица 2.
(тыс.рублей)Безвозмездные поступления
2018 год (законопроект)
2019 год
2020 год
2021 год
Всего,
14 295 485,7
17 440 281,4
12 964 991,6
11 280 073,2
в том числе:
Дотации
5 786 001,0
6 031 234,6
2 434 566,6
2 243 938,3
Субсидии
2 585 940,7
3 723 398,5
3 277 726,1
1 598 896,2
5 736 566,1
6 932 389,0
7 064 623,8
7 249 163,6
Иные МБТ
186 977,9
753 259,3
188 075,1
188 075,1
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций
-
-
-
- Дефицит/профицит бюджета. Государственный долг области и расходы на его обслуживание.
- В соответствии с проектом закона областной бюджет в трехлетнем периоде планируется: в 2019 и 2020 годах бездефицитым, в 2021 году – с профицитом 1 497 011,4 тыс.рублей.
- Параметры государственного долга на 2019 год (75 591 963,2 тыс.рублей), 2020 год (75 574 843,7 тыс.рублей) и на 2021 год (75 486 875,7 тыс.рублей) разработаны с учетом требований статей 99, 106, 107, 110.1, 110.2 Бюджетного кодекса РФ, Закона области № 83-З «О государственном долге Нижегородской области», Концепции управления государственным долгом Нижегородской области , в нормах которой нашли отражение условия реструктуризации федеральных бюджетных кредитов, проведенной в декабре 2017 года.
Снижение государственного долга планируется не только в абсолютном выражении, но, что более важно, в соотношении к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений: к 01.01.2020 до 55,6%, к 01.01.2021 до 52,7%, к 01.01.2022 до 49,3%. - Планируемые объемы расходов на обслуживание государственного долга Нижегородской области на 2019 год (4 710 634,4 тыс.рублей), 2020 год (4 700 368,8 тыс.рублей) и на 2021 год (4 635 957,3 тыс.рублей) не превышают предельных ограничений, установленных статьей 111 Бюджетного кодекса РФ и статьей 11 Закона Нижегородской области № 83-З «О государственном долге» (не более 15% от объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ), и соответственно составляют 3,2% - 3,2% - 3,0% от вышеуказанного объема расходов областного бюджета.
- Общий объем расходов областного бюджета, запланированный на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в законопроекте, соответствует общему объему средств на исполнение расходных обязательств в реестре расходных обязательств.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сформирован в программном формате.
Проектом закона в 2019 году предусмотрено финансирование 28 государственных программ в сумме 146 017 288,6 тыс.рублей, что составляет 95,2% от общих расходов бюджета.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета на государственные программы занимают следующие программы:Таблица 3.
Наименование государственной программы
Удельный вес в общем объеме расходов на государственные программы
2018
(первоначальный план)2019
2020
2021
Развитие образования
27,6
25,6
25,1
24,9
Социальная поддержка граждан
20,0
20,4
20,6
20,9
Развитие здравоохранения
17,2
17,1
17,6
18,1
Управление государственными финансами
10,7
12,4
12,1
12,2
Развитие транспортной системы
10,5
10,5
11,1
11,1
Прочие
14,0
14,0
13,5
12,8
Всего
100,0
100,0
100,0
100,0
- Формирование межбюджетных отношений осуществлено на основании соответствующих норм Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области».
Расходы областного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области предусмотрены на 2019 год в сумме 52 530 513,5 тыс.рублей, на 2020 год - 50 319 378,4 тыс.рублей, на 2021 год – 49 902 206,0 тыс.рублей в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. - На момент подготовки Заключения Адресная инвестиционная программа Нижегородской области на 2019-2021 годы не утверждена, предоставлен её проект (далее – проект АИП).
В Заключении КСП приведена информация о динамике количества объектов, включенных в АИП в разрезе государственных программ. При этом, в 2019 году общее количество объектов превышает уровень 2018 года в 1,5 раза, а по 2020 – 2021 году наблюдается значительное уменьшение объектов.
В части стоимости вновь включаемых в 2019-2021 годах объектов, КСП НО отмечает, что по нескольким объектам положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или положительные заключения экспертизы сметной документации получены более пяти лет назад. Указанное может повлечь дополнительные расходы за счет бюджетных средств при актуализации сметных стоимостей объектов в течение финансового года.
Предложения и рекомендации по результатам проведенного анализа государственных программ будут изложены КСП НО в заключении ко второму чтению.
Аудитор Н.С. Хлунова