Контроль за исполнением областного бюджета
Информация об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года»
Информация
об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета за первое полугодие 2022 года»
(п. 2.6 Плана работы КСП НО)
1. Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 23.12.2021 № 151-З (в редакции от 27.05.2022) на 01.07.2022 года (далее - Закон о бюджете) доходы областного бюджета на 2022 год утверждены в сумме 237 403 159,4 тыс.рублей; расходы - 270 044 229,9 тыс.рублей; дефицит – 32 641 070,5 тыс.рублей.
Кроме того, в отчетном периоде внесены изменения в бюджетную роспись, в результате которых на 01.07.2022 сформирован уточненный план со следующими основными параметрами:
Таблица 1.
(тыс.рублей)
Доходы |
Расходы |
Профицит (+) Дефицит (-) |
|
Закон от 23.12.2021 № 151-З |
228 377 211,4 |
236 896 412,2 |
- 8 519 200,8 |
изменения, внесенные в Закон о бюджете в течение 2022 года, из них: |
+9 025 948,0 |
+33 147 817,7 |
-24 121 869,7 |
за счет безвозмездных поступлений |
+7 665 979,7 |
Х |
Х |
за счет налоговых и неналоговых доходов |
+1 359 968,3 |
Х |
Х |
Закон о бюджете с учетом изменений |
237 403 159,4 |
270 044 229,9 |
32 641 070,5 |
кроме того, уточнение бюджетных назначений на основании внесения изменений в бюджетную роспись |
Х |
+1 265 196,2 |
Х |
Уточненный план на 01.07.2022 |
Х |
271 309 426,1 |
Х |
По итогам первого полугодия 2022 года областной бюджет исполнен:
- по доходам в сумме 125 705 533,9 тыс.рублей, что составляет 53,0% от уточненного плана на 2022 год (237 403 159,4 тыс.рублей);
- по расходам в сумме 115 389 277,4 тыс.рублей, что составляет 42,5% от уточненного годового плана (271 309 426,1 тыс.рублей).
Областной бюджет по итогам первого полугодия 2022 года исполнен с профицитом в сумме 10 316 256,5 тыс.рублей (первое полугодие 2021 года было исполнено с профицитом в сумме 3 066 624,8 тыс.рублей).
2. Уточненный план по доходам на 2022 год (237 403 159,4 тыс.рублей) составил 114,6% к плану на 2021 год (207 193 203,0 тыс.рублей), кассовое исполнение по доходам за первое полугодие 2022 года (125 705 533,9 тыс.рублей) составило 125,8% к поступлениям за первое полугодие 2021 года (99 899 222,1 тыс.рублей).
Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 100 061 470,1 тыс.рублей или на 26,5% больше поступлений аналогичного периода 2021 года (79 103 663,1 тыс.рублей). Безвозмездные поступления составили 25 644 063,8 тыс.рублей или на 23,3% больше поступлений аналогичного периода 2021 года (20 795 559,0 тыс.рублей).
3. Уточненный план по расходам областного бюджета на 2022 год, сформирован в сумме 271 309 426,1 тыс.рублей, увеличен на 34 413 013,9 тыс.рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом (на 33 147 817,7 тыс.рублей на основании изменений в Закон о бюджете, на 1 265 196,2 тыс.рублей - в сводную бюджетную роспись).
Лимиты бюджетных обязательств установлены в сумме 250 621 398,1 тыс.рублей, 92,4% от общей суммы бюджетных ассигнований.
Кассовое исполнение расходов областного бюджета в первом полугодии 2022 года составило 115 389 277,4 тыс.рублей или 42,5% от уточненного годового плана.
Основную долю в общей сумме исполненных расходов (90 793 451,8 тыс.рублей или 78,7% от общей суммы кассового исполнения) за отчетный период составили расходы по следующим направлениям:
- на предоставление межбюджетных трансфертов (35,5%);
- на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (23,3%);
- на социальное обеспечение и иные выплаты населению (19,9%).
Анализ кассового исполнения бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов за отчетный период показал следующее.
Наибольшую долю расходов (83,1%) в общем объеме расходов областного бюджета за первое полугодие 2022 года составили расходы по следующим разделам: 10 00 «Социальная политика» (26,5%), 07 00 «Образование» (25,9%), 04 00 «Национальная экономика» (13,4%), 09 00 «Здравоохранение» (10,8%), 14 00 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (6,5%).
Менее 5,0% в общем объеме расходов областного бюджета занимают расходы по каждому из следующих разделов: 05 00 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (4,2%), 11 00 «Физическая культура и спорт» (3,6%), 01 00 «Общегосударственные вопросы» (2,8%), 08 00 «Культура, кинематография» (2,0%), 06 00 «Охрана окружающей среды» (1,8%), 13 00 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (1,7%), 03 00 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (0,6%), 12 00 «Средства массовой информации» (0,2%), 02 00 «Национальная оборона» (менее 0,1%).
В отчетном периоде расходы областного бюджета были направлены на реализацию программных (95,2% от общей суммы кассового исполнения) и непрограммных мероприятий (4,8%).
3.1. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р (в ред. от 13.04.2022) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» (далее – Перечень ГП) утверждены 36 государственных программ (далее – ГП, госпрограммы), в том числе одна региональная адресная программа.
Законом о бюджете в редакции, действовавшей на отчетную дату (01.07.2022) предусмотрено финансирование 34 государственных программ1, в том числе одной региональной адресной программы, с общей суммой годовых плановых назначений 249 402 086,4 тыс. рублей (составляют 92,4% от годового плана по расходам областного бюджета на 2022 год).
Кассовые расходы по государственным программам за первое полугодие 2022 года составили 109 831 992,9 тыс.рублей или 43,2% от уточненных сводной бюджетной росписью плановых назначений (254 133 366,1 тыс.рублей), предусмотренных на финансирование государственных программ.
Структура кассовых расходов по госпрограммам в общей сумме исполненных расходов по государственным программам за первое полугодие 2022 года представлена на диаграмме:
* Иные – 29 госпрограмм с долей кассовых расходов в общей сумме исполненных расходов по госпрограммам менее 3,9%.
3.2. Непрограммные расходы областного бюджета за первое полугодие 2022 года исполнены в сумме 5 557 284,5 тыс.рублей или 32,4% от уточненного годового плана 17 176 059,8 тыс.рублей, что ниже среднего уровня исполнения расходов по бюджету (42,5%).
4. В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области в 2022 году реализуется 48 региональных проектов2 в рамках 12 из 14 национальных проектов3.
По состоянию на 01.07.2022 в областном бюджете на 2022 год (уточненный план) предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 36 региональных проектов в составе 11 национальных проектов4 в общей сумме 43 754 155,3 тыс.рублей - 16,1% назначений областного бюджета.
Фактически в первом полугодии 2022 года в рамках мероприятий 18 государственных программ Нижегородской области осуществлялось финансирование 34 региональных проектов в составе 11 национальных проектов; кассовые расходы составили 15 061 848,0 тыс.рублей (13,1% кассовых расходов областного бюджета5), в том числе за счет средств областного бюджета – 29,4%, за счет средств федерального бюджета – 70,6%.
5. Финансирование деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений.
За первое полугодие 2022 года исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями по видам финансового обеспечения их деятельности за счет средств областного бюджета сложилось следующее:
Таблица 2.
Наименование |
ДОХОДЫ |
РАСХОДЫ |
||||
план |
исполнено |
% от плана |
план* |
исполнено |
% от плана |
|
Субсидии на выполнение государственного задания |
30 412 248,8 |
7 518 730,3 |
24,7 |
30 965 703,0 |
6 081 989,3 |
19,6 |
Субсидии на иные цели |
12 314 287,1 |
2 262 934,8 |
18,4 |
13 377 828,0 |
1 385 022,3 |
10,4 |
Итого |
42 726 535,9 |
9 781 665,1 |
22,9 |
44 343 531,0 |
7 467 011,6 |
16,8 |
*- план по расходам утвержден с учетом остатков средств на начало года.
Основную долю затрат составляет оплата труда – 56,4% (ниже уровня 1 полугодия 2021 года – 61,4%).
6. Согласно данным бюджетной отчетности, государственный долг области по фактическим обязательствам (с учетом обязательств по государственным гарантиям) на 01.07.2022 учитывается в сумме 102 281 538,5 тыс.рублей, снизился с начала года на 2 360 650,9 тыс.рублей (или на 2,2%).
Аудитор палаты Н.С. Хлунова
1 - За исключением двух государственных программ:
- «О льготном ипотечном кредитовании отдельных категорий граждан Нижегородской области», включена в Перечень ГП распоряжением Правительства Нижегородской области от 14.03.2022 № 196-р «О внесении изменений в Перечень государственных программ Нижегородской области, утвержденный распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р». На момент подготовки настоящего заключения НПА не утвержден;
- «Развитие туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2022 № 299.
2 - В 2021 году – 46 региональных проектов; с 2022 года реализуются региональные проекты «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (национальный проект «Здравоохранение»), «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» (национальный проект «Образование»).
3 - Реализация национального проекта «Наука и университеты» не требует разработки региональных проектов; в рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
4 - На 2022 год не запланировано финансирование национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
5 - В первом полугодии 2021 года: 7 836 402,7 тыс.рублей, 8,1% общей суммы кассовых расходов бюджета, 25,6% плановых назначений на год.