На главную

Контроль за исполнением областного бюджета

Информация об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2022 года»

Информация
об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета за 9 месяцев 2022 года» 

(п. 2.6 Плана работы КСП НО) 

1. Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» от 23.12.2021 № 151-З (в редакции от 25.08.2022) на 01.10.2022 (далее – Закон о бюджете) доходы областного бюджета на 2022 год утверждены в сумме 246 325 715,4 тыс.рублей; расходы – 285 296 757,9 тыс.рублей; дефицит – 38 971 042,5 тыс.рублей.

Кроме того, в отчетном периоде внесены изменения в бюджетную роспись, в результате которых на 01.10.2022 сформирован уточненный план со следующими основными параметрами:

Таблица 1.

 

Доходы,
(тыс.рублей)

Расходы,
(тыс.рублей)

Профицит (+)
Дефицит (-),
(тыс.рублей)

Закон от 23.12.2021 № 151

228 377 211,4

236 896 412,2

-8 519 200,8

изменения, внесенные в Закон в течение отчетного 2022 года, из них:

+17 948 504,0

+48 400 345,7

-10 084, 425,0

за счет безвозмездных поступлений

+8 830 317,8

Х

Х

за счет налоговых и неналоговых доходов

+9 118 186,2

Х

Х

Закон с учетом изменений
(ред. от
25.08.2022)

246 325 715,4

285 296 757,9

-38 971 042,5,4

кроме того,

уточнение бюджетного плана на основании внесения изменений в бюджетную роспись

Х

+3 291 280,7

Х

Уточненный план на 01.10.2022

246 325 715,4

288 588 038,6

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам 9 месяцев 2022 года областной бюджет исполнен:

  • по доходам в сумме 195 265 404,3 тыс.рублей, что составляет 79,3% от уточненного плана на 2022 год (246 325 715,4 тыс.рублей);
  • по расходам в сумме 191 707 665,0 тыс.рублей, что составляет 66,4% от уточненного годового плана (288 588 038,6 тыс.рублей).

Областной бюджет по итогам 9 месяцев 2022 года исполнен с профицитом в сумме 3 557 739,2 тыс.рублей (аналогичный период 2021 года был исполнен с профицитом в сумме 7 963 957,6 тыс.рублей). 

2. Уточненный годовой план по доходам на 2022 год (246 325 715,4 тыс.рублей) составил 109,4% к годовому плану на 2021 год (225 217 978,0 тыс.рублей), кассовое исполнение по доходам за 9 месяцев 2022 года (195 265 404,3 тыс.рублей) составило 119,7% к поступлениям за 9 месяцев 2021 года (163 127 862,8 тыс.рублей).

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 150 302 483,7 тыс.рублей или на 21,0% больше поступлений аналогичного периода 2021 года (124 252 327,3 тыс.рублей). Безвозмездные поступления составили 44 962 920,6 тыс.рублей или на 15,7% больше поступлений аналогичного периода 2021 года (38 875 535,5 тыс.рублей).

Налоговые доходы (подгруппы 1 01 – 1 09) поступили в отчетном периоде в сумме 144 849 845,9 тыс.рублей, что на 23 390 480,2 тыс.рублей или на 19,3% больше поступлений за аналогичный период 2021 года (121 459 365,7 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде налоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:

Таблица 2.

П/группа

Наименование подгруппы

Исполнение за 9 месяцев 2022 года,
тыс.рублей

Отклонение к 9 месяцам 2021 года

в тыс.рублей

в %

1 01

Налоги на прибыль, доходы

103 124 132,1

+16 394 996,5

+18,9

1 03

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

20 941 089,2

+3 536 125,4

+20,3

1 05

Налоги на совокупный доход

8 826 438,3

+1 816 792,4

+25,9

1 06

Налоги на имущество

11 473 023,0

+1 558 448,0

+15,7

1 07

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

202 308,8

+119 284,8

увел. в 2,4 раза

1 08

Государственная пошлина

282 788,5

-35 210,1

-11,1

1 09

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам

66,0

+43,2

увел. в 2,9 раза

 

Всего налоговые доходы

144 849 845,9

+23 390 480,2

+19,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неналоговые доходы (подгруппы 1 11 – 1 18) поступили в сумме 5 452 637,8 тыс.рублей, на 2 659 676,2 тыс.рублей или 95,2% больше поступлений за 9 месяцев 2021 года (2 792 961,6 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде неналоговых доходов по подгруппам представлена в таблице 3.

Таблица 3.

П/группа

Наименование

Исполнение за 9 месяцев 2022 года, тыс.рублей

Отклонение к 9 месяцам 2021 года

в тыс.рублей

в %

1 11

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

3 515 645,0

+2 541 630,6

увел. в 3,6 раз

1 12

Платежи при пользовании природными ресурсами

597 938,1

+108 580,6

+22,2

1 13

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

196 167,0

+16 131,6

+9,0

1 14

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

32 032,2

-19 673,9

-38,0

1 15

Административные платежи и сборы

8 188,6

-1 341,5

-14,1

1 16

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1 102 110,1

+30 593,3

+2,9

1 17

Прочие неналоговые доходы

556,8

-16 244,5

-96,7

1 18

Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

-

-

-

 

Всего неналоговые доходы

5 452 637,8

+2 659 676,2

+95,2

3. Уточненный план по расходам областного бюджета на 2022 год сформирован в сумме 288 588 038,6 тыс. рублей, увеличен на 51 691 626,4 тыс. рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом (на 48 400 345,7 тыс. рублей на основании изменений в Закон о бюджете и на 3 291 280,7 тыс. рублей - в сводную бюджетную роспись).

Лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) установлены в сумме 269 771 809,9 тыс. рублей, 93,5% от общей суммы бюджетных ассигнований.

Кассовое исполнение расходов областного бюджета за 9 месяцев 2022 года составило 191 707 665,0 тыс. рублей или 66,4% от уточненного годового плана.

Основную долю в общей сумме исполненных расходов (143 969 225,3 тыс. рублей или 75,1% от общей суммы кассового исполнения) за отчетный период составили расходы по следующим направлениям:

  • на предоставление межбюджетных трансфертов (34,8%);
  • на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (22,0%);
  • на социальное обеспечение и иные выплаты населению (18,3%).

Анализ кассового исполнения бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов за отчетный период показал следующее.

Наибольшую долю расходов (81,3%) в общем объеме расходов областного бюджета за первое полугодие 2022 года составили расходы по следующим разделам: 10 00 «Социальная политика» (25,3%), 07 00 «Образование» (21,8%), 04 00 «Национальная экономика» (17,7%), 09 00 «Здравоохранение» (10,0%), 14 00 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (6,5%).

Менее 5,0% в общем объеме расходов областного бюджета занимают расходы по каждому из следующих разделов: 01 00 «Общегосударственные вопросы» (3,9%), 11 00 «Физическая культура и спорт» (3,3%), 08 00 «Культура, кинематография» (1,9%), 13 00 «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (1,5%), 06 00 «Охрана окружающей среды» (1,4%), 03 00 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (0,7%), 12 00 «Средства массовой информации» (0,2%), 02 00 «Национальная оборона» (менее 0,1%).

В отчетном периоде расходы областного бюджета были направлены на реализацию программных (94,7% от общей суммы кассового исполнения) и непрограммных мероприятий (5,3%).

3.1. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Нижегородской области в 2022 году реализуется 48 региональных проектов1 в рамках 12 из 14 национальных проектов2.

По состоянию на 01.10.2022 в областном бюджете на 2022 год (уточненный план) предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 36 региональных проектов в составе 11 национальных проектов3 в общей сумме 45 112 142,8 тыс.рублей - 15,6% назначений областного бюджета.

Фактически на 01.10.2022 года в рамках мероприятий 18 государственных программ Нижегородской области осуществлялось финансирование 34 региональных проектов в составе 11 национальных проектов4. За 9 месяцев 2022 года кассовые расходы составили 28 906 771,4 тыс.рублей (15,1% общей суммы кассовых расходов5), в том числе за счет средств областного бюджета – 29,6%, за счет средств федерального бюджета – 70,4%.

3.2. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р (ред. от 03.08.2022) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утвержден Перечень государственных программ Нижегородской области, включающий в себя 37 государственных программ.

Законом о бюджете в редакции, действовавшей на отчетную дату (01.10.2022), предусмотрено финансирование 34 государственных программ6 с общей суммой годовых плановых назначений 271 586 216,7 тыс. рублей (составляют 94,1% от уточненного плана по расходам областного бюджета на 2022 год).

Кассовые расходы на финансирование исполнения программных мероприятий за 9 месяцев 2022 года составили 181 592 468,8 тыс. рублей или 66,9% от годовых плановых назначений, предусмотренных сводной бюджетной росписью на финансирование государственных программ.

Структура кассовых расходов в общей сумме исполненных расходов по государственным программам за 9 месяцев 2022 года представлена на диаграмме:

image1

* - иные – 29 программ с долей кассовых расходов в общей сумме исполненных расходов по программам менее 4,0%.

3.3. Непрограммные расходы областного бюджета за 9 месяцев 2022 года исполнены в сумме 10 115 196,2 тыс.рублей или 59,5% от уточненного годового плана 17 001 821,9 тыс.рублей, что ниже среднего уровня исполнения расходов по бюджету (66,4%). 

Наибольшая доля расходов исполнена по следующим направлениям:

  • межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Нижегородской области – 3 285 220,2 тыс.рублей (58,0% от уточненного годового плана 5 659 899,6 тыс.рублей);
  • расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений – 1 803 427,3 (67,7% от уточненного годового плана 2 663 724,2 тыс.рублей);
  • расходы на обеспечение функций государственных органов 1 460 475,4 тыс.рублей (68,3% от уточненного годового плана 2 139 338,4 тыс.рублей).

4. Финансирование деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений.

За 9 месяцев 2022 года исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями по видам финансового обеспечения их деятельности за счет средств областного бюджета сложилось следующее:

Таблица 4.

Наименование

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

план,
(тыс.рублей)

исполнено,
(тыс.рублей)

% от плана

план*,
(тыс.рублей)

исполнено,
(тыс.рублей)

% от плана

Субсидии на выполнение государственного задания

32 538 170,2

23 852 289,3

73,3

33 235 527,0

21 910 047,2

65,9

Субсидии на иные цели

14 127 012,5

10 836 470,0

76,7

15 271 675,5

7 938 804,7

52,0

Итого

46 665 182,7

34 688 759,3

74,3

48 507 202,5

29 848 851,9

61,5

 

 

 

 

 

 

 

*- план по расходам утвержден с учетом остатков средств на начало года.

Основную долю затрат составляет оплата труда - 56,9% (ниже уровня 9 месяцев 2021 года – 59,3%).

5. Согласно данным Долговой книги Нижегородской области государственный долг области по фактическим обязательствам (с учетом обязательств по государственным гарантиям) на 01.10.2022 учитывался в сумме 118 808 725,1 тыс.рублей, вырос с начала года на 14 16 535,7 тыс.рублей (или на 11,9%) и не превысил предельные параметры в части государственного долга, установленные в статье 31 Закона области об областном бюджете.

 

Аудитор палаты                                                                                                    Н.С. Хлунова

 

 


 

 

1 - В 2021 году – 46 региональных проектов; с 2022 года реализуются региональные проекты «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (национальный проект «Здравоохранение»), «Развитие системы поддержки молодежи («Молодежь России»)» (национальный проект «Образование»).
2 - Реализация национального проекта «Наука и университеты» не требует разработки региональных проектов; в рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
3 - На 2022 год не предусмотрены плановые бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
4 - В течение 9 месяцев не осуществлялось запланированное на 2022 год финансирование региональных проектов «Социальная активность» (национальный проект «Образование») и «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» (национальный проект «Экология»).
5 - За 9 месяцев 2021 года: 18 941 863,6 тыс.рублей, 12,2% общей суммы кассовых расходов бюджета, 56,7% плановых назначений на год.
6 - За исключением трех государственных программ:

  • «О льготном ипотечном кредитовании отдельных категорий граждан Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 29.09.2022 № 790;
  • «Научно-технологическое развитие Нижегородской области до 2030 года», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.06.2022 № 483;
  • «Развитие туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области», утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 299.