На главную

Экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете

Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на проект Закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

   
   

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ
 
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«
Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на проект Закона Нижегородской области
«Об областном бюджете на 20
23 год и плановый период 2024 и 2025 годов»

В соответствии с Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (статьи 28 и 33), Законом Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» (статья 2) и планом работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2022 год (пункт 2.11), утвержденным решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от от 21.12.2021 № 32, контрольно-счетной палатой Нижегородской области (далее также КСП НО) проведена экспертиза проекта закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Экспертиза проведена КСП НО по предметам первого и второго чтения в сроки, установленные Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (далее – Закон о бюджетном процессе), а именно:

  • заключение по предмету первого чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 07.11.2022;
  • заключение по предмету второго чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 28.11.2022.

В целом по результатам проведенной экспертизы отмечается следующее.

1. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее также Законопроект) направлен Губернатором Нижегородской области в КСП НО 25.10.2022. Срок, установленный статьей 23 Закона о бюджетном процессе соблюден. Содержание документов, представленных одновременно с Законопроектом, соответствует требованиям, установленным статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статьей 23 Закона о бюджетном процессе.

Законопроект составлен сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, что согласуется с нормами статьи 169 БК РФ и статьи 16 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области». Основные характеристики Законопроекта сформированы следующим образом:

Таблица 1.

Показатели

2023 год, тыс.рублей

к перво-начальному плану 2022 года,
%

2024 год,
тыс.рублей

к плану 2023 года,
%

2025 год,
тыс.рублей

к плану 2024 года,
%

Доходы

240 558 590,5

105,3

247 143 076,3

102,7

242 906 492,4

98,3

Расходы

257 350 107,4

108,6

248 379 576,3

96,5

242 906 492,4

95,4

Дефицит/Профицит 

- 16 791 516,6

197,1

- 1 236 500,0

7,4

6 000 000,0

Х

 

 

 

 

 

 

В соответствии с требованиями статьи 172 БК РФ Проект закона разработан на основании:

  • поручений Президента Российской Федерации, данных в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 720;
  • Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.10.2022 № 844;
  • проекта изменений  бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период (2019-2035 годы).

Отмечается, что наряду с вышеперечисленными документами статьей 172 БК РФ также предусмотрены государственные программы (проекты государственных программ и проекты их изменений). При этом статьей 23 Закона о бюджетном процессе предусмотрено, что в состав пакета документов, внесенного в Законодательное Собрание Нижегородской области и КСП НО вместе с Законопроектом, входят не проекты изменений государственных программ, а паспорта (проекты паспортов) государственных программ Нижегородской области, проекты изменений в указанные паспорта. 

Анализ Законопроекта осуществлен КСП НО исходя из представленных документов.

2. В соответствии с требованиями статьи 172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития. Согласно пояснительной записке к проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» проект областного бюджета сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (далее – Прогноз).

Среднесрочный Прогноз разработан на трехлетний период, что соответствует требованиям статьи 173 БК РФ.

В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 03.03.2015 № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области» (далее – Закон № 24-З) Прогноз разрабатывается ежегодно на основе:

  • прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;
  • стратегии социально-экономического развития области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики области.

Согласно информации, представленной в пояснительной записке к Прогнозу, он разработан на основе прогноза социально-экономического развития РФ на 2023-2025 годы с учетом Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года1 (далее – «Стратегия 2035») и основных направлений бюджетной политики Нижегородской области2, которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны в трех вариантах - базовом, стратегическом и консервативном.

Базовый вариант Прогноза учитывает реализацию плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Нижегородской области в условиях внешнего санкционного давления, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2022 года № 243-р. При разработке базового варианта учитывались сложившиеся в Нижегородской области социально-экономические тенденции, факторы роста и ограничения экономического развития, а также прогнозы крупных предприятий области. 

Консервативный вариант Прогноза предполагает усиление влияния санкционного режима и более медленное восстановление экономики. 

Стратегический вариант Прогноза учитывает достижение параметров, определенных в «Стратегии 2035».

В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 378 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период» (далее – Постановление № 378) министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области формирует основные параметры среднесрочного прогноза в нескольких вариантах. В Прогнозе основные параметры утверждены в базовом и консервативном3 вариантах и соответствуют пункту 2.1 Постановления № 378. 

При формировании областного бюджета за основу берется базовый вариант Прогноза.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления № 378 Прогноз содержит:

  • оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Нижегородской области по итогам 2021 года и первой половины 2022 года ;
  • оценку факторов и ограничений экономического роста Нижегородской области в 2023-2025 годах;
  • направления социально-экономического развития области, которые содержат целевые показатели вариантов Прогноза и целевые показатели региональных проектов, включая количественные показатели и качественные характеристики на период 2022-2024 годов по состоянию на 08.08.2022.

3. Законопроектом сформирована следующая структура доходов областного бюджета на 2023 год (в сравнении с первоначальным планом 2022 года) и плановый период 2024 и 2025 годов:

Таблица 2.

Показатели

2023 год

2024 год

2025 год

Доходы всего

240 558 590,5

247 143 076,3

242 906 492,4

отклонение к предыдущему году, тыс.рублей.

12 181 379,1

6 584 485,8

- 4 236 583,9

отклонение к предыдущему году, %

5,3

2,7

-1,7

Налоговые доходы

204 668 867,5

215 639 877,4

228 114 696,2

отклонение к предыдущему году, тыс.рублей.

29 478 949,8

10 971 009,9

12 474 818,8

отклонение к предыдущему году, %

16,8

5,4

5,8

доля в общем объеме поступлений, %

85,1

87,3

93,9

Неналоговые доходы 

3 374 862,1

3 352 043,2

4 111 383,9

отклонение к предыдущему году, тыс.рублей.

1 143 569,8

-22 818,9

759 340,7

отклонение к предыдущему году, %

51,3

-0,7

22,7

доля в общем объеме поступлений, %

1,4

1,3

1,7

Безвозмездные поступления

32 514 860,9

28 151 155,7

10 680 412,3

отклонение к предыдущему году, тыс.рублей.

-18 441 140,5

-4 363 705,2

-17 470 743,4

отклонение к предыдущему году, %

-36,2

-13,4

-62,1

доля в общем объеме поступлений, %

13,5

11,4

4,4

 

Методологические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлены приказом министерства финансов Нижегородской области от 30.12.2013 № 1424 «Об утверждении Положения о формировании прогноза основных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета».

В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и Общими требованиями к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета5 постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1218 утвержден Перечень главных администраторов доходов областного бюджета.

При расчете прогнозируемых доходов учтено следующее:

  • информация главных администраторов доходов бюджета о состоянии и перспективах развития курируемых ими направлений;
  • данные отчетности Федеральной налоговой службы; 
  • динамика поступлений сумм конкретных доходных источников за ряд предыдущих лет;
  • прогнозируемый на 2023 год среднегодовой индекс-дефлятор в размере 106,5%.
4. Расходы областного бюджета

В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов основной задачей бюджетной политики, как и прежде, остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:

  • формирования реалистичного прогноза поступления доходов;
  • обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области;
  • проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов еще одной задачей бюджетной политики, как и прежде, является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:

  • концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
  • совершенствования проектных принципов управления, в том числе синхронизация подходов к разработке и управлению государственными программами и региональными проектами;
  • предоставления мер социальной поддержки населения Нижегородской области с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
  • оптимизации и приоритизации инвестиционных расходов, использования всех инструментов инфраструктурного меню, разработанных на федеральном уровне;
  • повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
  • вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг;
  • повышения эффективности предоставления межбюджетных субсидий посредством мониторинга достижения показателей результативности их предоставления;
  • внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс.

Так же, как и в предыдущие несколько лет бюджетная политика в 2023 - 2025 годах будет направлена на повышение эффективности государственного управления.

4.1. Общий объем расходов областного бюджета на 2024 год запланирован в сумме 248 379 576,3 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 5 505 710,5 тыс.рублей) и в сумме 236 906 492,4 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 11 311 304,0 тыс.рублей) на 2025 год, темп снижения составляет 96,5% и 95,4% соответственно по отношению к прогнозируемым объемам расходов на 2023 и 2024 годы.

В соответствии с частью 5 статьи 184.1 БК РФ под условно утверждаемыми расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.

На основании части 3 статьи 184.1 БК РФ, части 3 статьи 22 Закона Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета6, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов7 бюджета утверждается Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нарушений бюджетного законодательства при формировании условно утверждаемых расходов на период 2024-2025 годов не установлено.

Расходы областного бюджета состоят из программных расходов (расходов на реализацию государственных программ) и непрограммных расходов, которые представлены в таблице.

Таблица 3.

Наименование

2023 год

2024 год

2025 год

тыс.рублей

доля в общем объеме расходов

тыс.рублей

доля в общем объеме расходов

тыс.рублей

доля в общем объеме расходов

Всего расходов, в том числе:

257 350 107,1

100,0

242 873 865,8*

100,0

225 595 188,4*

100,0

программные расходы

237 543 601,6

92,3

230 799 821,7

95,0

214 794 998,6

95,2

непрограммные расходы

19 806 505,5

7,7

12 074 044,1

5,0

10 800 189,8

4,8

 

 

 

 

 

 

*без учета условно утверждаемых расходов

4.2. В соответствии со статьей 184.1 БК РФ в Законопроекте статьей 11 установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2023 год в сумме 11 905 055,0 тыс.рублей (67,4% к уровню первоначального плана на 2022 год – 17 673 068,5 тыс.рублей; в течение года уточнён и составляет 17 486 203,8 тыс.рублей), на 2024 год в сумме 8 736 715,4 тыс.рублей (со снижением на 26,6% к уровню 2023 года), на 2025 год в сумме 8 328 343,5 тыс.рублей (со снижением на 4,7% к уровню 2024 года).

4.3Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов ежегодно бюджетные ассигнования предусматриваются 38 главным распорядителям бюджетных средств. По сравнению с первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2022 год количество главных распорядителей бюджетных средств не изменилось.

Ведомственной структурой расходов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований предусматриваются по министерству образования, науки и молодежной политики, министерству социальной политики, министерству здравоохранения, министерству транспорта и автомобильных дорог и министерству финансов, которые составляют около 80% от общего объема расходов.

Существенных изменений ведомственной структуры расходов бюджета в 2023 году по сравнению с 2022 годом не произошло. Так, ведомственной структурой расходов на 2023 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (200 530 848,4 тыс.рублей) установлены по пяти вышеуказанным ведомствам, которые составляют 77,9% от общего объема расходов (257 350 107,1 тыс.рублей). Первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов на 2022 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (181 913 690,1 тыс.рублей) установлены по тем же пяти ведомствам, которые составили 76,8% общего объема расходов, увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2023 год по сравнению с 2022 годом по указанным ведомствам составило 10,2%.

В целом, по ведомственной структуре расходов на 2023 год по сравнению с 2022 годом предусматривается увеличение объемов бюджетных ассигнований по 32 главным распорядителям бюджетных средств в общей сумме 31 206 532,1 тыс.рублей, уменьшение - по шести главным распорядителям в общей сумме 10 752 837,2 тыс.рублей бюджетных средств.

4.4. Согласно структуре расходов бюджета по разделам классификации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов наибольший объем расходов (более 75% от общего объема расходов ежегодно9) составляют расходы на:
  • образование (доля в общем объеме расходов от 25,2% в 2023 году до 27,1% в 2025 году);
  • социальную политику (доля в общем объеме расходов от 23,8% в 2023 году до 26,6% в 2025 году);
  • национальную экономику (доля в общем объеме расходов от 18,0% в 2023 году до 18,4% в 2025 году);
  • здравоохранение (доля в общем объеме расходов от 8,7% в 2023 году до 7,9% в 2025 году).

Существенных изменений расходов бюджета по указанным разделам классификации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов по сравнению с 2022 годом не произошло, в то же время отмечается, что в 2023 году по сравнению с 2022 годом расходы на национальную экономику увеличились на 23,7%, образование – на 15,8%. Первоначально доля в общем объеме расходов в 2022 году составляла на социальную политику 25,9%, образование 23,7%, национальную экономику 15,8% и здравоохранение 8,9%.

По видам расходов областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований (около 70% от общего объема расходов ежегодно10) предусматриваются на межбюджетные трансферты, предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также социальное обеспечение и иные выплаты населению. Аналогичная структура по видам расходов областного бюджета была предусмотрена и на 2022 год.

4.5. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области реализуется 49 региональных проектов11 в рамках 12 из 14 национальных проектов12.

Мероприятия региональных проектов интегрированы в состав 18 государственных программ Нижегородской области. В структуре госпрограмм предусматривается реализация от одного до десяти13 региональных проектов. Соответствующая информация приведена в таблице:

Таблица 4.

Национальный проект / Количество региональных проектов

Государственные программы Нижегородской области

Демография

5

ГП 01

Развитие образования

ГП 02

Развитие здравоохранения

ГП 03

Социальная поддержка граждан

ГП 06

Содействие занятости населения

ГП 12

Развитие физической культуры и спорта

Здравоохранение

8

ГП 02

Развитие здравоохранения

Образование

7

ГП 01

Развитие образования

ГП 27

Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения

Жилье и городская среда

 

4

 

ГП 04

Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем

ГП 05

Обеспечение населения качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ГП 14

Развитие транспортной системы

ГП 26

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда

ГП 31

Формирование современной городской среды

Экология

5

ГП 05

Обеспечение населения качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ГП 07

Охрана окружающей среды

ГП 08

Развитие лесного хозяйства

Безопасные качественные дороги

3

ГП 14

Развитие транспортной системы

Производительность труда

2

ГП 15

Развитие промышленности и инноваций

Культура

3

ГП 09

Развитие культуры и туризма

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы14

3

ГП 13

Развитие агропромышленного комплекса

ГП 15

Развитие промышленности и инноваций

ГП 18

Развитие предпринимательства

Цифровая экономика
Российской Федерации

5

ГП 01

Развитие образования

ГП 11

Информационное общество

Международная кооперация и экспорт

2

ГП 13

Развитие агропромышленного комплекса

ГП 15

Развитие промышленности и инноваций

Туризм и индустрия гостеприимства

2

ГП 07

Охрана окружающей среды

ГП 09

Развитие культуры и туризма

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на 2023-2025 годы на реализацию 37 региональных проектов15 12 национальных проектов в рамках 18 государственных программ Нижегородской области.

4.6Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р (ред. от 03.08.2022) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждены 36 государственных программ и одна государственная региональная адресная программа16.

Законопроектом в 2023 году предусмотрено финансирование 35 государственных программ и одной государственной региональной адресной программы в общей сумме 237 543 601,6 тыс.рублей, что составляет 92,3% от общего объема расходов (в 2022 году - 33 государственных программ и одной региональной адресной программы в общей сумме 224 104 411,8 тыс.рублей, что составляет 94,6% от общего объема расходов).

В 2023 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2022 год:

  • по 21 государственной программе увеличены ассигнования на общую сумму 22 218 565,2 тыс.рублей (от 1,2% до 6,3 раза17 от ассигнований на реализацию государственных программ в 2022 году);
  • по 10 государственным программам ассигнования (в том числе государственной региональной адресной программе) сокращены на общую сумму - 9 202 386,5 тыс.рублей (от 3,7% до 81,4%18 от ассигнований на реализацию государственных программ в 2022 году);
  • по трем государственным программам «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области», «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области» и «Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области» объем ассигнований сохранился на уровне 2022 года;
  • по двум19 государственным программам предусмотрены ассигнования в общей сумме 423 011,1 тыс.рублей (в первоначально утвержденным бюджете на 2022 год финансирование по указанным программам не предусматривалось).

На плановый период 2024 года предусмотрено финансирование 35-ти государственных программ в объеме 230 799 821,7 тыс.рублей, что составляет 95,0% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов). По сравнению с 2023 годом прекращено финансирование государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы» в связи с завершением ее реализации.

На плановый период 2025 года предусмотрено финансирование 35-ти государственных программ в объеме 214 794 998,6 тыс.рублей, что составляет 95,2% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов).

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета на государственные программы занимают следующие программы:

Таблица 5.

Наименование
государственных программ
Нижегородской области

Удельный вес в общем объеме расходов на государственные программы

2022 год
(первоначальный план)

2023 год

2024 год

2025 год

Развитие образования

22,8

24,4

24,9

26,5

Социальная поддержка граждан

18,7

17,9

17,2

19,1

Развитие здравоохранения

15,5

15,6

15,9

15,3

Развитие транспортной системы

13,1

13,7

16,1

14,8

Управление государственными финансами

8,3

8,1

8,2

8,6

Прочие

21,6

20,3

17,7

15,7

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замечания и предложения КСП НО по вопросам планирования бюджетных ассигнований на реализацию отдельных государственных программ изложены  в заключении по предмету второго чтения.

5Приоритетными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2023-2025 годах будут являться:
  • создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий посредством утверждения нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования вопросов местного бюджета из областного бюджета в соответствии с единым установленным уровнем;
  • мотивация органов местного самоуправления муниципальных образований к наращиванию налоговой базы, в том числе посредством применения при определении налогового потенциала территории показателя роста налогооблагаемой базы муниципальных образований, не превышающего средних значений по муниципальным образованиям Нижегородской области;
  • развитие на территории Нижегородской области практик инициативного бюджетирования;
  • реализация государственной политики на местном уровне, направленной на повышение эффективности деятельности, в том числе качества управления муниципальными финансами;
  • контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области приоритетных направлений расходования бюджетных средств и проведением ответственной финансовой политики;
  • выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг.

Формирование межбюджетных отношений осуществлено на основании соответствующих норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» (в редакции от 14.07.2022) с учетом внесенного законопроекта.

Информация о планируемом объеме предоставления межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам приведена в таблице:

Таблица 6.

Наименование

2023 год

2024 год

2025 год

тыс.рублей

%

к 2022 г.

тыс.рублей

%

к 2023 г.

тыс.рублей

%

к 2024 г.

дотации

14 029 666,1

113,1

14 029 666,1

100,0

14 029 666,1

100,0

субвенции

45 218 590,3

112,0

45 426 632,2

100,5

45 375 539,4

99,9

субсидии

22 497 028,1

77,6

16 550 514,6

73,6

9 263 713,3

56,0

иные межбюджетные трансферты

439 763,7

52,6

215 378,2

49,0

216 272,8

100,4

Всего:

82 185 048,2

99,5

76 222 191,1

92,7

68 885 191,6

90,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов Нижегородской области планируется продолжить практику распределения дотаций на 2023-2025 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований области, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований Нижегородской области и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

6. Дефицит (профицит) областного бюджета и источники финансирования дефицита областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

6.1. В соответствии с Законопроектом областной бюджет в трехлетнем периоде сформирован:

  • на 2023 год с дефицитом 16 791 516,6 тыс.рублей;
  • на 2024 год с дефицитом 1 236 500,0 тыс.рублей;
  • на 2025 год с профицитом 6 000 000,0 тыс.рублей.

Объемный показатель дефицита на 2023 год сформирован с учетом требований статьи 92.1 БК РФ, согласно которой дефицит не должен превышать 15% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, а также дополнительных ограничений, установленных Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области20 - не более 10% от того же показателя. По основным характеристикам областного бюджета на 2023 год дефицит бюджета составляет 8,1% от общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (прогнозируется в сумме 208 043 729,6 тыс.рублей).

Источники финансирования дефицита (профицита) бюджета сформированы в соответствии с требованиями статьи 95 БК РФ.

6.2. В соответствии со статьей 160.2 БК РФ, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1219 «Об утверждении Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области и Порядка внесения изменений в указанные перечни» главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Нижегородской области субъекта утверждено министерство финансов области.

7. Верхний предел государственного внутреннего долга Нижегородской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 БК РФ статьей 31 Законопроекта установлены верхние пределы внутреннего долга Нижегородской области:

  • на 01.01.2024 в размере 147 704 361,2 тыс.рублей;
  • на 01.01.2025 в размере 148 940 861,2 тыс.рублей;
  • на 01.01.2026 в размере 142 940 861,2 тыс.рублей.

Параметры государственного долга Нижегородской области, предусмотренные Законопроектом, соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

Замечания и предложения, изложенные КСП НО в заключении по предмету первого чтения, нашли отражение в Постановлении Законодательного Собрания Нижегородской области о принятии Законопроекта в первом чтении.

Предложения и рекомендации, изложенные КСП НО в заключении по предмету второго чтения, будут рассмотрены Законодательным Собранием Нижегородской области при принятии Законопроекта во втором чтении.

 

 Аудитор                                                                                                                    Н.С. Хлунова

 


 

1 -   Постановление Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889.
2 -   Постановление Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 720 «Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
3 -   В соответствии с решениями, принятыми на заседании Правительства Российской Федерации 22.09.2022 года (протокол № 31, часть II), информация по консервативному варианту прогноза социально-экономического развития Нижегородской области является ограниченного доступа (для служебного пользования).
4 -   В редакции от 13.01.2021 № 4.
5 -   Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 1569.
6 -   Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
7 -   Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
8 -   В соответствии с Указом Губернатора от 17.10.2022 № 211 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 г. № 6» министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области переименовано в министерство образования и науки Нижегородской области.
9 -   75,7% в 2023 году, 79,1% в 2024 году, 80,0% в 2025 году.
10 - 70,4% в 2023 году, 69,7% в 2024 году, 70,7% в 2025 году.
11 - В 2022 году – 48 региональных проектов; в 2023 году предусмотрено финансирование нового регионального проекта «Повышение доступности туристических продуктов» (национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»).
12 - Реализация национального проекта «Наука и университеты» не требует разработки региональных проектов; в рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
13 - В составе государственных программ «Развитие здравоохранения Нижегородской области» – 10 региональных проектов, «Развитие образования Нижегородской области» – 8 региональных проектов.
14 - Далее – Малое и среднее предпринимательство.
15 - На 2023-2025 годы не предусмотрены бюджетные ассигнования по 12 региональным проектам: четыре региональных проекта национального проекта «Цифровая экономика»; три региональных проекта национального проекта «Здравоохранение»; по одному региональному проекту национальных проектов «Культура», «Образование», «Производительность труда», «Демография», «Международная кооперация и экспорт».
16 - Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2023 годы.
17 - Государственная программа «Развитие инвестиционного климата Нижегородской области».
18 - Государственная программа «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
19 - «О льготном ипотечном кредитовании отдельных категорий граждан Нижегородской области» и «Научно-техническое развитие Нижегородской области до 2030 года».
20 -  Постановление Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 817 «О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 года».