На главную

Экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете

Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на проект Закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«
Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на проект Закона Нижегородской области
«Об областном бюджете на 20
24 год и плановый период 2025 и 2026 годов» 

В соответствии с Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (статьи 28 и 33), Законом Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» (статья 2) и планом работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2023 год (пункт 2.10), утвержденным решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 23.12.2022 № 32, контрольно-счетной палатой Нижегородской области (далее также КСП НО) проведена экспертиза проекта закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Экспертиза проведена КСП НО по предметам первого и второго чтения в сроки, установленные Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (далее – Закон о бюджетном процессе), а именно:

  • заключение по предмету первого чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 07.11.2023;
  • заключение по предмету второго чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 29.11.2023.

В целом по результатам проведенной экспертизы отмечается следующее.

1. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Законопроект, Проект закона) направлен Губернатором Нижегородской области в КСП НО 25.10.2023. Срок, установленный статьей 23 Закона о бюджетном процессе соблюден. Содержание документов, представленных одновременно с Законопроектом, соответствует требованиям, установленным статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статьей 23 Закона о бюджетном процессе.

Законопроект составлен сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, что согласуется с нормами статьи 169 БК РФ и статьи 16 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области». Основные характеристики Законопроекта сформированы следующим образом:

Таблица 1.
Показатели 2024 год, тыс.рублей к перво-начальному плану 2023 года, % 2025 год, тыс.рублей к плану 2024 года, % 2026 год, тыс.рублей к плану 2025 года, %
Доходы 292 243 830,5 115,1 283 925 133,2 97,2 291 382 024,1 102,6
Расходы 295 855 785,9 109,3 285 425 133,2 96,5 286 882 024,1 100,5
Дефицит / Профицит  - 3 611 955,4  21,5 - 1 500 000,0 41,5 4 500 000,0 Х

 

Проект закона разработан на основании:

  • поручений Президента Российской Федерации, данных в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации;
  • Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 № 832;
  • Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.10.2023 № 941.

Указанное согласуется с требованиями статьи 172 БК РФ и статьи 18 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области».

Отмечается, что наряду с вышеперечисленными документами статьей 172 БК РФ также предусмотрены государственные программы (проекты государственных программ и проекты их изменений). При этом статьей 23 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» предусмотрено, что в состав пакета документов, внесенного в Законодательное Собрание Нижегородской области и КСП НО вместе с Законопроектом, входят не проекты изменений государственных программ, а паспорта (проекты паспортов) государственных программ Нижегородской области, проекты изменений в указанные паспорта. 

Анализ Проекта закона осуществлен КСП НО исходя из представленных документов.

2. В соответствии с требованиями статьи 172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития. Согласно пояснительной записке к проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» проект областного бюджета сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (далее – Прогноз).

Среднесрочный Прогноз разработан на трехлетний период, что соответствует требованиям статьи 173 БК РФ.

В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 03.03.2015 № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области» (далее – Закон № 24-З) Прогноз разрабатывается ежегодно на основе:

  • прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;
  • стратегии социально-экономического развития области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики области.

Согласно информации, представленной в пояснительной записке к Прогнозу, он разработан на основе прогноза социально-экономического развития РФ на 2024-2026 годы с учетом Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года[1] (далее – «Стратегия 2035») и основных направлений бюджетной политики Нижегородской области[2], которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны в трех вариантах - базовом, стратегическом и консервативном.

Базовый вариант Прогноза учитывает рост внутреннего спроса, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения, наращивания производства отечественных товаров и услуг. При разработке базового варианта учитывались сложившиеся в Нижегородской области социально-экономические тенденции, факторы роста и ограничения экономического развития, а также прогнозы крупных предприятий области. 

Консервативный вариант Прогноза предполагает ужесточение санкционных ограничений, замедление восстановления внутреннего производства и инвестиций.

Стратегический вариант Прогноза учитывает достижение параметров, определенных в «Стратегии 2035». В соответствии с пояснительной запиской к Прогнозу показатели Консервативного и Стратегического варианта на период 2024-2026 годов представлены только в виде трех показателей: ИФО ВРП[3], Производительность труда и Реальная заработная плата.

В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 378 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период» (далее – Постановление № 378) министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области формирует основные параметры среднесрочного прогноза в нескольких вариантах. Фактически в Прогнозе основные параметры, установленные пунктом 2.1 Постановления № 378, утверждены только в базовом варианте. 

В связи с вышеуказанным, КСП НО предлагает обеспечить соблюдение пункта 2.1 Постановления № 378.

Справочно: в соответствии с пояснительной запиской к Прогнозу система показателей Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области соответствует показателям рекомендуемой формы по основным показателям, представляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период[4] (далее - Рекомендуемая форма). При этом, отмечается, что Прогноз в отличие от Рекомендуемой формы содержит показатели только в одном варианте (базовом).

При формировании областного бюджета за основу берется базовый вариант Прогноза.

В соответствии с пунктом 1.3 Постановления № 378 Прогноз содержит:

  • оценку достигнутого уровня социально-экономического развития Нижегородской области по итогам 2022 года и первой половины 2023 года;
  • оценку факторов и ограничений экономического роста Нижегородской области в 2024-2026 годах;
  • направления социально-экономического развития области и целевые показатели вариантов Прогноза (приведены только по трем показателям), включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития. Социально-экономическое развитие области будет поддерживаться реализацией мер по достижению целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ. Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития. Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. Значения целевых показателей региональных проектов представлены по состоянию на 14.08.2023 и ограничены 2024 годом;
  • прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности;
  • основные параметры государственных программ Нижегородской области, включая цели, задачи и индикаторы достижения цели государственных программ (при отсутствии индикаторов, характеризующих достижение цели государственной программы, указываются ключевые индикаторы достижения целей подпрограмм).

3. Законопроектом сформирована следующая структура доходов областного бюджета на 2024 год (в сравнении с первоначальным планом 2023 года) и плановый период 2025 и 2026 годов:

Таблица 2.
Показатели 2024 год 2025 год 2026 год
Доходы всего 292 243 830,5 283 925 133,2 291 382 024,1
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. 38 245 649,8 -8 318 697,3 7 456 890,9
отклонение к предыдущему году, % 15,1 -2,8 2,6
Налоговые доходы 247 486 943,2 260 706 637,1 275 278 731,5
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. 42 320 498,5 13 219 693,9 14 572 094,4
отклонение к предыдущему году, % 20,6 5,3 5,6
доля в общем объеме поступлений, % 84,7 91,8 94,5
Неналоговые доходы  5 052 177,5 5 790 930,5 5 744 392,8
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. 1 602 315,4 738 753,0 -46 537,7
отклонение к предыдущему году, % 46,4 14,6 -0,8
доля в общем объеме поступлений, % 1,7 2,0 2,0
Безвозмездные поступления 39 704 709,8 17 427 565,6 10 358 899,8
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. -5 677 164,1 -22 277 144,2 -7 068 665,8
отклонение к предыдущему году, % -12,5 -56,1 -40,6
доля в общем объеме поступлений, % 13,6 6,2 3,5

 

Методологические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлены приказом министерства финансов Нижегородской области от 30.12.2013 № 142[5] «Об утверждении Положения о формировании прогноза основных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета».

В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и Общими требованиями к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета[6] постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1218 утвержден Перечень главных администраторов доходов областного бюджета.

При расчете прогнозируемых доходов учтено следующее:

  • федеральное и региональное законодательство по вопросам налогообложения;
  • проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;
  • информация главных администраторов доходов бюджета о состоянии и перспективах развития курируемых ими направлений;
  • данные отчетности Федеральной налоговой службы по форме 5 (отчет о налоговой базе по отдельным видам налогов), по форме 1-НМ (отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему);
  • динамика поступлений сумм конкретных доходных источников за ряд предыдущих лет;
  • прогнозируемый на 2024 год среднегодовой индекс-дефлятор в размере 107,2%.

4. Расходы областного бюджета

В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов основной задачей бюджетной политики, как и прежде, остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:

  • формирования реалистичного прогноза поступления доходов (налоговых и неналоговых);
  • обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
  • проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств еще одной задачей бюджетной политики, как и прежде, является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:

  • концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
  • предоставления мер социальной поддержки населения Нижегородской области с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
  • оптимизации и приоритизации инвестиционных расходов, использования всех инструментов инфраструктурного меню, разработанных на федеральном уровне;
  • повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
  • вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг;
  • внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс;
  • повышения эффективности предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг посредством мониторинга достижения показателей результатов их предоставления;
  • повышения качества бюджетного планирования при определении объемов субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий.

Так же, как и в предыдущие несколько лет бюджетная политика в 2024 - 2026 годах будет направлена на повышение эффективности государственного управления. Особое внимание будет уделяться, например:

  • внедрению новой системы управления государственными программами Нижегородской области путем обособления проектной и процессной деятельности, проведения детализации до конкретных измеряемых результатов (мероприятий);
  • обеспечению своевременной корректировки государственных программ Нижегородской области на основе оценки эффективности их реализации;
  • повышению эффективности процедур проведения государственных закупок.

Проект областного бюджета по расходам на 2024 год рассчитан в сумме 295 855 785,9 тыс.рублей, что составляет 109,3% к первоначальному бюджету 2023 года (270 789 697,3 тыс.рублей). Справочно: расходы областного бюджета за 9 месяцев 2023 года исполнены в сумме 216 051 048,3 тыс.рублей или 65,6% от уточненного годового плана (329 247 001,6 тыс.рублей). 

4.1. Общий объем расходов областного бюджета на 2025 год запланирован в сумме 285 425 133,2 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 8 444 321,1 тыс.рублей) и в сумме 286 882 024,1 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 17 395 206,7 тыс.рублей) на 2026 год, темп снижения составляет 96,5% и 100,5% соответственно по отношению к прогнозируемым объемам расходов на 2024 и 2025 годы.

В соответствии с частью 5 статьи 184.1 БК РФ под условно утверждаемыми расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.

На основании части 3 статьи 184.1 БК РФ, пункта 61 части 3 статьи 22 Закона Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета[7], на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета[8] утверждается Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нарушений бюджетного законодательства при формировании условно утверждаемых расходов на период 2025-2026 годов не установлено.

Расходы областного бюджета состоят из программных расходов (расходов на реализацию государственных программ) и непрограммных расходов, которые представлены в таблице.

Таблица 3.
Наименование 2023 год
(первоначальный план)
2024 год 2025 год 2026 год
тыс.рублей доля в общем объеме расходов тыс.рублей доля в общем объеме расходов тыс.рублей доля в общем объеме расходов тыс.рублей доля в общем объеме расходов
Всего расходов,
  в том числе:
270 789 697,3 100,0 295 855 785,9 100,0 276 980 812,1* 100,0 269 486 817,4* 100,0
программные расходы 249 973 287,7 92,3 275 264 911,8 93,0 260 528 473,7 94,1 255 923 867,6 95,0
непрограммные расходы 20 816 409,6 7,7 20 590 874,1 7,0 16 452 338,4 5,9 13 562 949,8 5,0

*здесь и далее без учета условно утверждаемых расходов

4.2. В соответствии со статьей 184.1 БК РФ в законопроекте статьей 11 установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (далее – ПНО), на 2024 год в сумме 8 615 860,4 тыс.рублей (71,1% к уровню первоначального плана на 2023 год – 12 120 054,1 тыс.рублей; в течение года уточнён и составляет 12 054 149,1 тыс.рублей), на 2025 год в сумме 8 437 484,9 тыс.рублей (со снижением на 2,1% к уровню 2024 года), на 2026 год в сумме 8 380 037,7 тыс.рублей (со снижением на 0,7% к уровню 2024 года). 

4.3. Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ежегодно бюджетные ассигнования предусматриваются 39 главным распорядителям бюджетных средств. По сравнению с первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2023 год количество главных распорядителей бюджетных средств увеличилось на одно (министерство молодежной политики Нижегородской области).

Ведомственной структурой расходов на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований предусматриваются по министерству образования и науки, министерству социальной политики, министерству здравоохранения, министерству транспорта и автомобильных дорог и министерству финансов, которые составляют около 80% от общего объема расходов.

Существенных изменений ведомственной структуры расходов бюджета в 2024 году по сравнению с 2023 годом не произошло. Так, ведомственной структурой расходов на 2024 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (232 763 997,2 тыс.рублей) установлены по пяти вышеуказанным ведомствам, которые составляют 78,7% от общего объема расходов (295 855 785,9 тыс.рублей). Первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов на 2023 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (205 191 087,00 тыс.рублей) установлены по тем же пяти ведомствам, которые составили 75,8% общего объема расходов, увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2024 год по сравнению с 2023 годом по указанным ведомствам составило 13,4%.

В целом, по ведомственной структуре расходов на 2024 год по сравнению с 2023 годом предусматриваются увеличение объемов бюджетных ассигнований по 26 главным распорядителям бюджетных средств в общей сумме 37 131 038,8 тыс.рублей, уменьшение - по 12-ти главным распорядителям бюджетных средств в общей сумме 12 768 955,4 тыс.рублей, а также бюджетные ассигнования по «новому» главному распорядителю бюджетных средств в сумме 704 005,2 тыс.рублей. В целом увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2024 год по сравнению с 2023 годом составило 9,3%.

4.4. Согласно структуре расходов бюджета по разделам классификации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов наибольший объем расходов (более 75% от общего объема расходов ежегодно) составляют расходы на:

  • образование (доля в общем объеме расходов от 31,2% в 2024 году до 27,6% в 2026 году);
  • социальную политику (доля в общем объеме расходов от 21,9% в 2024 году до 25,5% в 2026 году);
  • национальную экономику (доля в общем объеме расходов от 14,9% в 2024 году до 16,1% в 2026 году);
  • здравоохранение (доля в общем объеме расходов от 8,2% в 2024 году до 8,3% в 2026 году).

Существенных изменений расходов бюджета по указанным разделам классификации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов по сравнению с 2023 годом не произошло. В то же время отмечается, что в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличились расходы на образование на 7,1%, уменьшились - на национальную экономику на 3,3%, на социальную политику - на 1,6% и на здравоохранение - на 0,3%. Первоначально доля в общем объеме расходов в 2023 году составляла на образование 24,1%, социальную политику - 23,5%, национальную экономику - 18,2% и здравоохранение - 8,5%.

По видам расходов областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований (около 70% от общего объема расходов ежегодно) предусматриваются на межбюджетные трансферты, предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, а также социальное обеспечение и иные выплаты населению. Аналогичная структура по видам расходов областного бюджета была предусмотрена и на 2023 год.

4.5. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области реализуется 51 региональный проект в рамках 14 национальных проектов.

Мероприятия региональных проектов интегрированы в состав 19 государственных программ Нижегородской области. В структуре госпрограмм предусматривается реализация от одного до десяти[9] региональных проектов:

Таблица 4.
Национальный проект /
Количество региональных проектов

Государственные программы Нижегородской области

Демография 5 ГП 01 Развитие образования
ГП 02 Развитие здравоохранения
ГП 03 Социальная поддержка граждан
ГП 06 Содействие занятости населения
ГП 12 Развитие физической культуры и спорта
Здравоохранение 8 ГП 02 Развитие здравоохранения
Образование 6 ГП 01 Развитие образования
ГП 26 Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения
Жилье и городская среда   4   ГП 05 Обеспечение населения качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства
ГП 14 Развитие транспортной системы
ГП 25 Развитие жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда
ГП 30 Формирование современной городской среды
Экология 5 ГП 05 Обеспечение населения качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства
ГП 07 Охрана окружающей среды
ГП 08 Развитие лесного хозяйства
Безопасные качественные дороги 4 ГП 14 Развитие транспортной системы
Производительность труда 2 ГП 15 Развитие промышленности и инноваций
Культура 3 ГП 09 Развитие культуры
Малое и среднее предпринимательство[10] 3 ГП 13 Развитие агропромышленного комплекса
ГП 18 Развитие предпринимательства
Цифровая экономика[11] 5 ГП 11 Информационное общество
Международная кооперация и экспорт 2 ГП 13 Развитие агропромышленного комплекса
Туризм и индустрия гостеприимства 2 ГП 27 Развитие туризма, промыслов и выставочно-конгрессной деятельности
Наука 1 ГП 33 Научно-техническое развитие
Беспилотные авиационные системы 1 ГП 08 Развитие лесного хозяйства

 

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на 2024-2026 годы на реализацию 36 региональных проектов 13 национальных проектов в рамках 18 государственных программ Нижегородской области.

4.6. Согласно БК РФ Законопроект сформирован в программном формате.

Проектом закона в 2024 году предусмотрено финансирование 33 государственных программ и одной государственной региональной программы в общей сумме 275 264 911,8 тыс.рублей, что составляет 93,0% от общего объема расходов (в 2023 году - 34 государственных программ и одной государственной региональной адресной программы в общей сумме 249 973 287,7 тыс.рублей, что составляет 92,3% от общего объема расходов).

С учетом рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ учитывать нормы Положения о системе управления государственными программами РФ[12] при установлении порядка разработки и реализации государственных программ субъектов РФ постановлением Правительства Нижегородской области от 04.09.2023 № 806 утвержден новый Порядок разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области (далее также Порядок № 806), который применяется к правоотношениям, начиная с формирования областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

В соответствии с новым Порядком № 806 изменена структура государственных программ Нижегородской области.

Государственная программа (далее также ГП) в качестве структурных элементов содержит региональные проекты[13] и ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы, а также комплексы процессных мероприятий (процессная часть).

Региональные проекты, ведомственные проекты, комплексы процессных мероприятий[14] группируются по направлениям (подпрограммам) государственной программы.

Проектная часть направлена на конкретный и измеримый результат в определенный срок, процессная – на его поддержание.

В 2024 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2023 год произошло существенное изменение количества и наименований финансируемых государственных программ, связанных в том числе с объединением некоторых ГП в одну.

В 2024 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2023 год отмечается следующее:

  • финансирование по трем государственным программам[15] будет осуществляться в рамках продолжающих свое действие других трех ГП[16];
  • финансирование по государственной региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы» завершено с связи с окончанием срока ее реализации;
  • финансирование новой государственной программы «Развитие туризма, промыслов и выставочно-конгрессной деятельности Нижегородской области». Финансирование мероприятий, направленных на развитие туризма, народных художественных промыслов и выставочно-конгрессной деятельности Правительства области в 2023 году были предусмотрены в рамках государственных программ «Развитие предпринимательства Нижегородской области», «Развитие культуры и туризма Нижегородской области» и «Развитие инвестиционного климата Нижегородской области»;
  • финансирование государственной региональной программы Нижегородской области «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)»[17] - утверждено во втором полугодии 2023 года Законом Нижегородской области от 27.07.2023 № 87-З «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;
  • внесены изменения в наименования нескольких государственных программ, которые в том числе повлекли изменение количества ГП[18].

На плановый период 2025 года предусмотрено финансирование 33-х государственных программ в объеме 260 528 473,7 тыс.рублей, что составляет 94,1% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов). По сравнению с 2024 годом не предусмотрено финансирование государственной региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)».

На плановый период 2026 года также предусмотрено финансирование 33-х государственных программ в объеме 255 923 867,6 тыс.рублей, что составляет 95,0% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов).

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета на государственные программы занимают следующие программы:

Таблица 5.

Наименование
государственной программы

 
Нижегородской области

Удельный вес в общем объеме расходов на государственные программы
2023 год
(первоначальный план)
2024 год 2025 год 2026 год
Развитие образования 21,5 23,1 24,5 25,1
Социальная поддержка граждан 16,6 15,1 15,9 17,0
Развитие здравоохранения 13,9 13,7 14,4 15,1
Развитие транспортной системы 12,3 10,1 11,0 11,4
Управление государственными финансами 7,2 7,3 8,2 9,1
Прочие 28,5 30,7 26,0 22,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0

Замечания и предложения КСП НО по вопросам планирования бюджетных ассигнований на реализацию отдельных государственных программ изложены в заключении по предмету второго чтения.

5. Приоритетными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2024-2026 годах будут являться:

  • создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий посредством утверждения нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования вопросов местного бюджета из областного бюджета в соответствии с единым установленным уровнем;
  • мотивация органов местного самоуправления муниципальных образований к наращиванию налоговой базы;
  • применение дополнительных мер стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению эффективности их деятельности посредством грантовой поддержки, в том числе за достижение наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов и значений показателей эффективности деятельности;
  • развитие на территории Нижегородской области практик инициативного бюджетирования;
  • контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области приоритетных направлений расходования бюджетных средств и проведением ответственной финансовой политики;
  • выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг.

Формирование межбюджетных отношений осуществлено на основании соответствующих норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» (в редакции от 06.10.2023) с учетом внесенного законопроекта.

Информация о планируемом объеме предоставления межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам приведена в таблице:

Таблица 6.
Наименование 2023 год
(первоначальный план)
2024 год 2025 год 2026 год
тыс.рублей тыс.рублей % к 2023 г. тыс.рублей % к 2024 г. тыс.рублей % к 2025 г.
дотации 14 311 088,1 15 038 506,1 105,1 15 038 506,1 100,0 15 038 506,1 100,0
субвенции 45 184 030,9 52 342 464,5 115,8 52 510 890,1 100,3 52 521 804,3 100,0
субсидии 28 879 963,3 21 860 453,5 75,7 12 567 310,0 57,5 10 720 865,8 85,3
иные межбюджетные трансферты 964 445,0 506 818,7 52,6 383 262,7 75,6 369 284,2 96,4
Всего: 89 339 527,3 89 748 242,8 100,5 80 499 968,9 89,7 78 650 460,4 97,7

 

В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов Нижегородской области планируется продолжить практику распределения дотаций на 2024-2026 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований области, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований Нижегородской области и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

6. Дефицит (профицит) областного бюджета и источники финансирования дефицита областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.

6.1. В соответствии с Проектом закона областной бюджет в трехлетнем периоде сбалансирован:

  • на 2024 год с дефицитом 3 611 955,4 тыс.рублей;
  • на 2025 год с дефицитом 1 500 000,0 тыс.рублей;
  • на 2026 год с профицитом 4 500 000,0 тыс.рублей.

Объемный показатель дефицита на 2024 год сформирован с учетом требований статьи 92.1 БК РФ, согласно которым дефицит не должен превышать 15% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, а также дополнительных ограничений, установленных Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области[19] - не более 10% от того же показателя. По основным характеристикам областного бюджета на 2024 год дефицит бюджета составляет 1,4% от общего годового объема доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (прогнозируется в сумме 252 539 120,7 тыс.рублей).

6.2. В соответствии со статьей 160.2 БК РФ, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1219 «Об утверждении Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета,...» главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Нижегородской области утверждено министерство финансов области.

При этом отмечается, что источник финансирования дефицита бюджета «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета», указанный в Приложении 5 Проекта закона, в постановлении Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1219 не поименован, соответственно и главный администратор этого источника финансирования дефицита бюджета не определен.

КСП НО предлагает внести изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1219 «Об утверждении Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета,...» в части актуализации Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета.

7. Верхний предел государственного внутреннего долга Нижегородской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 107 БК РФ статьей 31 Проекта закона установлены верхние пределы внутреннего долга Нижегородской области:

  • на 01.01.2025 в размере 154 692 092,9 тыс.рублей;
  • на 01.01.2026 в размере 152 508 169,4 тыс.рублей;
  • на 01.01.2027 в размере 140 731 664,3 тыс.рублей.

Параметры государственного долга Нижегородской области, предусмотренные Законопроектом, соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

Замечания и предложения, изложенные КСП НО в заключении по предмету первого чтения, нашли отражение в Постановлении Законодательного Собрания Нижегородской области о принятии Законопроекта в первом чтении.

Предложения и рекомендации, изложенные КСП НО в заключении по предмету второго чтения, будут рассмотрены Законодательным Собранием Нижегородской области при принятии Законопроекта во втором чтении.

 

Аудитор                                                                                                                    Н.С. Хлунова

 

 

 



 

[1] Постановление Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889.
[2] Постановление Правительства Нижегородской области от 13.09.2023 № 832 «Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
[3] Индекс физического объема валового регионального продукта.
[4]  Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.03.2019 № 124.
[5] В редакции от 24.10.2022 № 200.
[6] Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 1569.
[7] Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
[8] Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
[9] В составе государственных программ «Развитие здравоохранения Нижегородской области» – 10 региональных проектов, «Развитие образования Нижегородской области» – 7 региональных проектов.
[10] Полное наименование проекта - Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.
[11] Полное наименование проекта – Цифровая экономика Российской Федерации.
[12] Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786.
[13] И (или) мероприятия (результаты) региональных проектов (в отдельных случаях).
[14] И отдельные мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
[15] ГП «Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2025 годы», ГП «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области», ГП «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области».
[16] ГП «Содействие занятости населения Нижегородской области», ГП «Охрана животного мира Нижегородской области», ГП «Развитие предпринимательства Нижегородской области».
[17] Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2023 № 610 «Об утверждении государственной региональной программы Нижегородской области «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)».
[18] ГП «Государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области» и ГП «Развитие жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области» (в 2023 году - ГП «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области»), ГП «Развитие культуры Нижегородской области» (в 2023 году - ГП «Развитие культуры и туризма Нижегородской области») и ГП «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области» (в 2023 году - ГП «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2025 годы»).
[19] Постановление Правительства Нижегородской области от 12.10.2011 № 817 «О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 года».