Экспертиза проектов законов Нижегородской области об областном бюджете
Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Проведение экспертизы и подготовка заключения контрольно-счетной палаты на Закон Нижегородской области
«Об областном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» (проект №1092-7/24)
В соответствии с Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (статьи 28 и 33), Законом Нижегородской области от 08.10.2010 № 156-З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» (статья 2) и планом работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2024 год (пункт 2.11), утвержденным решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 21.12.2023 № 27, контрольно-счетной палатой Нижегородской области (далее также КСП НО) проведена экспертиза проекта закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Экспертиза проведена КСП НО по предметам первого и второго чтения в сроки, установленные Законом Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» (далее также Закон о бюджетном процессе), а именно:
- заключение по предмету первого чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 06.11.2024;
- заключение по предмету второго чтения направлено в Законодательное Собрание Нижегородской области 29.11.2024.
В целом по результатам проведенной экспертизы отмечается следующее.
1. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – Законопроект, Проект закона) направлен Губернатором Нижегородской области в КСП НО 25.10.2024. Срок, установленный статьей 23 Закона о бюджетном процессе соблюден. Содержание документов, представленных одновременно с Законопроектом, соответствует требованиям, установленным статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статьей 23 Закона о бюджетном процессе.
Законопроект составлен сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период, что согласуется с нормами статьи 169 БК РФ и статьи 16 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области». Основные характеристики Законопроекта сформированы следующим образом:
Таблица 1. |
Показатели | 2025 год, тыс.рублей | к перво-начальному плану 2024 года, % | 2026 год, тыс.рублей | к плану 2025 года, % | 2027 год, тыс.рублей | к плану 2026 года, % |
Доходы | 329 487 041,4 | 104,3 | 343 297 387,3 | 104,2 | 367 731 932,0 | 107,1 |
Расходы | 356 577 198,2 | 107,9 | 343 297 387,3 | 96,3 | 367 731 932,0 | 107,1 |
Дефицит / Профицит | -27 090 156,8 | увелич. в 1,9 раза | 0,0 | Х | 0,0 | Х |
Проект закона разработан на основании:
- поручений Президента Российской Федерации, данных в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 24.10.2024 № 651;
- Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов), утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.10.2024 № 639.
Указанное согласуется с требованиями статьи 172 БК РФ и статьи 18 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области».
Отмечается, что наряду с вышеперечисленными документами статьей 172 БК РФ также предусмотрены государственные программы (проекты государственных программ и проекты их изменений). При этом статьей 23 Закона Нижегородской области «О бюджетном процессе в Нижегородской области» предусмотрено, что в состав пакета документов, внесенного в Законодательное Собрание Нижегородской области и КСП НО вместе с Законопроектом, входят не проекты изменений государственных программ, а паспорта (проекты паспортов) государственных программ Нижегородской области, проекты изменений в указанные паспорта.
Анализ Проекта закона осуществлен КСП НО исходя из представленных документов.
2. В соответствии с требованиями статьи 172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития. Согласно пояснительной записке к проекту закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» проект областного бюджета сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (далее – Прогноз).
Среднесрочный Прогноз разработан на трехлетний период, что соответствует требованиям статьи 173 БК РФ.
В соответствии со статьей 11 Закона Нижегородской области от 03.03.2015 № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области» (далее – Закон № 24 - З) Прогноз разрабатывается ежегодно на основе:
- прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочный период;
- стратегии социально-экономического развития области с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики области.
Согласно информации, представленной в пояснительной записке к Прогнозу, он разработан на основе прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 - 2027 годы, а также Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года1 (далее – «Стратегия 2035») и основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области2, которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.
Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны в трех вариантах - базовом, стратегическом и консервативном.
При формировании областного бюджета за основу берется базовый вариант Прогноза.
В соответствии с пунктом 1.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 378 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период» определены требования к содержанию Прогноза. КСП НО проведен анализ на соответствие Прогноза указанным требованиям.
В отношении основных параметров государственных программ Нижегородской области, включая цели, направления и связи с национальными целями развития Российской Федерации (государственными программами Российской Федерации) отмечается следующее.
В Прогнозе приведены основные параметры 34-х государственных программ (по состоянию на 15.08.2024), общее количество которых в 2025-2027 годах по сравнению с 2024 годом осталось неизменным. Отмечается, что по государственной региональной программе «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)» в 2025-2027 годах финансирование не предусмотрено, при этом в указанном периоде предусмотрено финансирование по новой государственной программе «Развитие молодежной политики Нижегородской области».
Составление проекта бюджета основывается на прогнозе социально-экономического развития в отсутствие в «основных параметрах государственных программ Нижегородской области»3 объемов финансирования, предусмотренных на 2025-2027 годы по государственным программам. Указанное не позволяет подтвердить обоснованность распределения бюджетных ассигнований по государственным программам, предусмотренных проектом закона об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, что также может отразиться на достоверности запланированных в нем бюджетных ассигнований.
В отношении прогноза баланса трудовых ресурсов Нижегородской области отмечается, что потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности в Прогнозе не представлена. Фактически в Прогнозе приведено распределение иностранных трудовых мигрантов по видам экономической деятельности4.
3. Законопроектом сформирована следующая структура доходов областного бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов:
Таблица 2. |
Показатели | 2025 год | 2026 год | 2027 год |
Доходы всего, тыс.рублей | 329 487 041,4 | 343 297 387,3 | 367 731 932,0 |
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. | 37 243 210,9 | 13 810 345,9 | 24 434 544,7 |
отклонение к предыдущему году, % | 12,7 | 4,2 | 7,1 |
Налоговые доходы, тыс.рублей | 304 710 444,2 | 328 761 758,4 | 352 814 157,2 |
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. | 57 223 501,0 | 24 051 314,2 | 24 052 398,8 |
отклонение к предыдущему году, % | 23,1 | 7,9 | 7,3 |
доля в общем объеме поступлений, % | 92,5 | 95,8 | 95,9 |
Неналоговые доходы, тыс.рублей | 12 897 134,0 | 8 443 224,4 | 8 883 384,0 |
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. | 7 844 956,5 | -4 453 909,6 | 440 159,6 |
отклонение к предыдущему году, % | 155,3 | -34,5 | 5,2 |
доля в общем объеме поступлений, % | 3,9 | 2,4 | 2,5 |
Безвозмездные поступления, тыс.рублей | 11 879 463,2 | 6 092 404,5 | 6 034 390,8 |
отклонение к предыдущему году, тыс.рублей. | -27 825 246,6 | -5 787 058,7 | -58 013,7 |
отклонение к предыдущему году, % | -70,1 | -48,7 | -1,0 |
доля в общем объеме поступлений, % | 3,6 | 1,8 | 1,6 |
Методологические основы прогнозирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета установлены приказом министерства финансов Нижегородской области от 30.12.2013 № 1425 «Об утверждении Положения о формировании прогноза основных налоговых и неналоговых доходов областного бюджета».
В соответствии со статьей 160.1 БК РФ и Общими требованиями к закреплению за органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации полномочий главного администратора доходов бюджета и к утверждению перечня главных администраторов доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета6 постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1218 утвержден Перечень главных администраторов доходов областного бюджета.
При расчете прогнозируемых доходов учтено следующее:
- федеральное и региональное законодательство по вопросам налогообложения;
- проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»;
- информация главных администраторов доходов бюджета о состоянии и перспективах развития курируемых ими направлений;
- данные отчетности Федеральной налоговой службы по форме 5 (отчет о налоговой базе по отдельным видам налогов), по форме 1-НМ (отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему);
- динамика поступлений сумм конкретных доходных источников за ряд предыдущих лет;
- прогнозируемый на 2025 год среднегодовой индекс-дефлятор в размере 105,8%.
4. Расходы областного бюджета
В соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов основной задачей бюджетной политики, как и прежде, остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов (налоговых и неналоговых);
- обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
- проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств еще одной задачей бюджетной политики, как и прежде, является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
- предоставления мер социальной поддержки населения Нижегородской области с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
- оптимизации и приоритизации инвестиционных расходов, использования всех инструментов инфраструктурного меню, разработанных на федеральном уровне;
- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг;
- внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс;
- повышения эффективности предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг посредством мониторинга достижения показателей результатов их предоставления;
- повышения эффективности предоставления субсидий в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставной деятельности автономных некоммерческих организаций с учетом нормативов затрат, утвержденных приказом министерства финансов Нижегородской области от 01.06.2021 № 98, а также индексации расходов автономных некоммерческих организаций на очередной финансовый год и на плановый период на уровень, не превышающий уровень индексации расходов государственных учреждений Нижегородской области;
- повышения качества бюджетного планирования при определении объемов субвенций на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий.
Так же, как и в предыдущие несколько лет бюджетная политика в 2025 - 2027 годах будет направлена на повышение эффективности государственного управления. Особое внимание в указанном периоде будет уделяться, например:
- реализации принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами;
- обеспечению своевременной корректировки государственных программ Нижегородской области на основе оценки эффективности их реализации;
- повышению эффективности процедур проведения государственных закупок.
Проект областного бюджета по расходам на 2025 год рассчитан в сумме 356 577 198,2 тыс.рублей, что составляет 107,9% к первоначальному бюджету 2024 года (330 506 385,2 тыс.рублей). Справочно: расходы областного бюджета за 9 месяцев 2024 года исполнены в сумме 250 460 396,3 тыс.рублей или 66,1% от уточненного годового плана (379 010 026,4 тыс.рублей).
4.1. Общий объем расходов областного бюджета на 2026 год запланирован в сумме 343 297 387,3 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 16 929 091,8 тыс.рублей) и в сумме 367 731 932,0 тыс.рублей (в том числе условно утверждаемые расходы в сумме 38 997 581,9 тыс.рублей) на 2027 год, темп снижения / роста составляет 96,3% и 107,1% соответственно по отношению к прогнозируемым объемам расходов на 2025 и 2026 годы.
В соответствии с частью 5 статьи 184.1 БК РФ под условно утверждаемыми расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.
На основании части 3 статьи 184.1 БК РФ, пункта 61 части 3 статьи 22 Закона Нижегородской области от 12.09.2007 № 126-З «О бюджетном процессе в Нижегородской области» общий объем условно утверждаемых расходов на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета[7], на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета8 утверждается Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нарушений бюджетного законодательства при формировании условно утверждаемых расходов на период 2026-2027 годов не установлено.
Расходы областного бюджета состоят из программных расходов (расходов на реализацию государственных программ) и непрограммных расходов, которые представлены в таблице.
Таблица 3.
Наименование | 2024 год (первоначальный план) | 2025 год | 2026 год | 2027 год | ||||
тыс.рублей | доля в общем объеме расходов,% | тыс.рублей | доля в общем объеме расходов,% | тыс.рублей | доля в общем объеме расходов,% | тыс.рублей | доля в общем объеме расходов,% | |
Всего расходов, в том числе: |
330 506 385,2 | 100,0 | 356 577 198,2 | 100,0 | 326 368 295,5* | 100,0 | 328 734 350,1* | 100,0 |
программные расходы | 306 325 838,5 | 92,7 | 322 876 368,1 | 90,5 | 292 536 743,4 | 89,6 | 297 970 865,8 | 90,6 |
непрограммные расходы | 24 180 546,7 | 7,3 | 33 700 830,1 | 9,5 | 33 831 552,1 | 10,4 | 30 763 484,3 | 9,4 |
*здесь и далее без учета условно утверждаемых расходов на 2026 год в сумме 16 929 091,8 тыс.рублей, на 2027 год в сумме 38 997 581,9 тыс.рублей.
4.2. В соответствии со статьей 184.1 БК РФ в статье 11 Законопроекта установлен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (далее – ПНО), на 2025 год в сумме 7 689 135,7 тыс.рублей (89,2% к уровню первоначального плана на 2024 год – 8 615 860,4 тыс.рублей; в течение года уточнён и составляет 8 506 638,7 тыс.рублей), на 2026 год в сумме 7 824 742,7 тыс.рублей (с ростом на 1,8% к уровню 2025 года), на 2027 год в сумме 8 084 759,2 тыс.рублей (с ростом на 3,3% к уровню 2026 года).
4.3. Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ежегодно бюджетные ассигнования предусматриваются 40 главным распорядителям бюджетных средств. По сравнению с первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2024 год количество главных распорядителей бюджетных средств увеличилось на одно (министерство туризма и промыслов Нижегородской области).
Ведомственной структурой расходов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований предусматриваются по министерству образования и науки, министерству социальной политики, министерству транспорта и автомобильных дорог, министерству здравоохранения и министерству финансов, которые составляют около 80% от общего объема расходов.
Существенных изменений ведомственной структуры расходов бюджета в 2025 году по сравнению с 2024 годом не произошло. Так, ведомственной структурой расходов на 2025 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (276 380 824,0 тыс.рублей) установлены по пяти вышеуказанным ведомствам, которые составляют 77,5% от общего объема расходов (356 577 198,2 тыс.рублей). Первоначально утвержденной ведомственной структурой расходов на 2024 год наибольшие объемы бюджетных ассигнований (255 579 569,6 тыс.рублей) установлены по тем же пяти ведомствам, которые составили 77,3% общего объема расходов, увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2025 год по сравнению с 2024 годом по указанным ведомствам составило 8,1%.
В целом, по ведомственной структуре расходов на 2025 год по сравнению с 2024 годом предусматривается увеличение объемов бюджетных ассигнований по 27 главным распорядителям бюджетных средств в общей сумме 35 575 662,0 тыс.рублей, уменьшение - по 12-ти главным распорядителям бюджетных средств в общей сумме 10 481 565,6 тыс.рублей, а также бюджетные ассигнования по новому главному распорядителю бюджетных средств (министерство туризма и промыслов Нижегородской области) в сумме 976 716,6 тыс.рублей. В целом увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2025 год по сравнению с 2024 годом составило 7,9%.
4.4. Согласно структуре расходов бюджета по разделам классификации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов наибольший объем расходов (более 83% от общего объема расходов ежегодно) составляют расходы на:
- образование (доля в общем объеме расходов от 26,3% в 2025 году до 26,7% в 2027 году);
- социальную политику (доля в общем объеме расходов от 21,6% в 2025 году до 23,5% в 2027 году);
- национальную экономику (доля в общем объеме расходов от 18,8% в 2025 году до 16,6% в 2027 году);
- общегосударственные вопросы (доля в общем объеме расходов от 8,9% в 2025 году до 9,5% в 2027 году);
- здравоохранение (доля в общем объеме расходов от 7,7% в 2025 году до 7,0% в 2027 году).
Существенных изменений расходов бюджета по указанным разделам классификации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов по сравнению с 2024 годом не произошло.
В то же время отмечаются, что в 2025 году по сравнению с 2024 годом: уменьшились расходы на образование на 2,5% и здравоохранение на 1,3%, увеличились - на общегосударственные вопросы на 2,6%, на национальную экономику на 1,6%, на социальную политику - на 0,9%. Первоначально доля расходов бюджета по разделам классификации в общем объеме расходов в 2024 году составляла на образование 28,8%, социальную политику - 20,8%, национальную экономику - 17,2%, здравоохранение - 9,0% и общегосударственные вопросы - 6,3%.
По видам расходов областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов ежегодно наибольшие объемы бюджетных ассигнований (около 80% от общего объема расходов ежегодно) предусматриваются на межбюджетные трансферты, предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, иные бюджетные ассигнования и социальное обеспечение и иные выплаты населению. Аналогичная структура по видам расходов областного бюджета была предусмотрена и на 2024 год.
4.5. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации 07 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области реализуется 48 региональных проекта в рамках 14 национальных проектов.
Законопроектом запланированы бюджетные ассигнования на 2025-2027 годы в составе 13 государственных программ Нижегородской области на финансовое обеспечение реализации 23 региональных проектов в рамках 7 национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации № 309.
Таблица 4.
Национальный проект (количество региональных проектов) | Государственные программы (ГП) Нижегородской области | ||
1 | Продолжительная и активная жизнь (6 региональных проектов) | ГП 02 | Развитие здравоохранения |
2 | Инфраструктура для жизни (6 региональных проектов) | ГП 14 | Развитие транспортной системы |
ГП 25 | Развитие жилищного строительства и ликвидация аварийного жилищного фонда | ||
ГП 30 | Формирование современной городской среды | ||
3 | Кадры (2 региональных проект) | ГП 06 | Содействие занятости населения |
4 | Экологическое благополучие (1 региональный проект) | ГП 05 | Обеспечение населения качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства |
ГП 07 | Охрана окружающей среды | ||
5 | Молодежь и дети (5 региональных проектов) | ГП 01 | Развитие образования |
ГП 29 | Капитальный ремонт образовательных организаций | ||
ГП 33 | Научно-технологическое развитие | ||
ГП 35 | Развитие молодежной политики | ||
6 | Семья (2 региональных проекта) | ГП 03 | Социальная поддержка граждан |
7 | Беспилотные авиационные системы (1 региональный проект) | ГП 08 | Развитие лесного хозяйства |
В структуре госпрограмм предусматривается реализация от одного до шести9 региональных проектов:
4.6. Согласно БК РФ Законопроект сформирован в программном формате.
Проектом закона в 2025 году предусмотрено финансирование 34 государственных программ в общей сумме 322 876 368,1 тыс.рублей, что составляет 90,5% от общего объема расходов (в 2024 году - 34 государственных программ в общей сумме 306 325 838,5 тыс.рублей, что составляет 92,7% от общего объема расходов).
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 04.09.2023 № 806 «Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области» (далее - Порядок № 806) государственная программа в качестве структурных элементов содержит региональные проекты10 и ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы, а также комплексы процессных мероприятий (процессная часть).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка № 806 разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ11, требования к содержанию которого установлены пунктом 4.2 Порядка № 806.
Региональные проекты, ведомственные проекты, комплексы процессных мероприятий12 группируются по направлениям (подпрограммам) государственной программы.
В 2025 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2024 год существенных изменений количества и наименований финансируемых государственных программ не произошло. В то же время в 2025 году по сравнению с первоначально утвержденным бюджетом на 2024 год отмечается следующее:
- финансирование новой государственной программы «Развитие молодежной политики Нижегородской области». Финансирование мероприятий, направленных на развитие молодежной политики, до 2025 года реализовывалось в рамках государственной программы «Развитие образования Нижегородской области»;
- финансирование за счет средств областного бюджета государственной региональной программы Нижегородской области «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры (2023-2027 годы)» на период 2025-2027 годов не предусмотрено.
На плановый период 2026 года предусмотрено финансирование 34-х государственных программ в объеме 292 536 743,4 тыс.рублей, что составляет 89,6% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов).
На плановый период 2027 года также предусмотрено финансирование 34-х государственных программ в объеме 297 970 865,8 тыс.рублей, что составляет 90,6% от общего объема расходов (без учета условно утверждаемых расходов).
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета на государственные программы занимают следующие программы:
Таблица 5. |
Наименование государственной программы Нижегородской области |
Удельный вес в общем объеме расходов на государственные программы | |||
2024 год (первоначальный план) |
2025 год | 2026 год | 2027 год | |
Развитие образования | 22,4 | 24,0 | 25,6 | 25,1 |
Развитие здравоохранения | 15,0 | 14,0 | 15,4 | 14,9 |
Социальная поддержка граждан | 15,7 | 16,8 | 16,6 | 17,0 |
Развитие транспортной системы | 13,1 | 14,2 | 12,1 | 12,9 |
Управление государственными финансами | 7,2 | 7,2 | 7,7 | 7,4 |
Прочие | 26,6 | 23,8 | 22,6 | 22,7 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
5. Приоритетными направлениями бюджетной политики в Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2025-2027 годах будут являться:
- создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий посредством утверждения нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования вопросов местного бюджета из областного бюджета в соответствии с единым установленным уровнем;
- мотивация органов местного самоуправления муниципальных образований к наращиванию налоговой базы;
- применение дополнительных мер стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению эффективности их деятельности посредством финансовой поддержки, в том числе за достижение наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов, наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, по росту фонда оплаты труда, а также по разработке и внедрению проектов по бережливости;
- развитие на территории Нижегородской области практик инициативного бюджетирования;
- контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области приоритетных направлений расходования бюджетных средств и проведением ответственной финансовой политики;
- выравнивание возможностей граждан в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг.
Формирование межбюджетных отношений осуществлено на основании соответствующих норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Нижегородской области от 06.12.2011 № 177-З «О межбюджетных отношениях в Нижегородской области» (в редакции от 01.10.2024) с учетом внесенного законопроекта.
Информация о планируемом объеме предоставления межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам приведена в таблице:
Таблица 6. |
Наименование | 2024 год (первоначальный план) |
2025 год | 2026 год | 2027 год | |||
тыс.рублей | тыс.рублей | % к 2024 г. | тыс.рублей | % к 2025 г. | тыс.рублей | % к 2026 г. | |
дотации | 15 321 269,1 | 17 121 571,9 | 111,8 | 17 121 571,9 | 100,0 | 17 121 571,9 | 100,0 |
субвенции | 53 117 047,1 | 59 597 022,0 | 112,2 | 59 892 430,8 | 100,5 | 59 839 557,5 | 99,9 |
субсидии | 32 291 622,6 | 25 591 821,9 | 79,3 | 20 935 078,9 | 81,8 | 19 852 196,5 | 94,8 |
иные межбюджетные трансферты | 865 894,7 | 918 877,4 | 106,1 | 927 836,6 | 101,0 | 880 928,6 | 94,9 |
Всего: | 101 595 833,5 | 103 229 293,2 | 101,6 | 98 876 918,2 | 95,8 | 97 694 254,5 | 98,8 |
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных округов, городских округов Нижегородской области планируется продолжить практику распределения дотаций на 2025-2027 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований области, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований Нижегородской области и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий по решению вопросов местного значения.
6. Дефицит (профицит) областного бюджета и источники финансирования дефицита областного бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
6.1. В соответствии с Проектом закона областной бюджет в трехлетнем периоде сбалансирован:
- на 2025 год с дефицитом в сумме 27 090 156,8 тыс.рублей,
- на 2026 год и на 2027 год с дефицитом в сумме 0,0 тыс.рублей.
Объемный показатель дефицита на 2025 год сформирован с учетом требований статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым дефицит не должен превышать 15% от утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (так называемые «собственные» доходы), а также дополнительных ограничений, установленных Основными направлениями государственной долговой политики Нижегородской области на 2025-2027 годы13 - не более 10% от того же показателя. По основным характеристикам областного бюджета на 2025 год дефицит бюджета составляет 8,5% от общего годового объема «собственных» доходов, которые прогнозируются в сумме 317 607 578,2 тыс.рублей.
6.2. В соответствии со статьей 160.2 БК РФ, постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2021 № 1219 «Об утверждении Перечня главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета,...» главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Нижегородской области утверждено министерство финансов области.
На увеличение дефицита предлагается утвердить такой источник финансирования дефицита бюджета как «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета».
7. Верхний предел государственного внутреннего долга Нижегородской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 БК РФ статьей 31 Проекта закона установлены верхние пределы внутреннего долга Нижегородской области:
- на 01.01.2026 в размере 186 035 293,3 тыс.рублей,
- на 01.01.2027 в размере 184 848 720,7 тыс.рублей,
- на 01.01.2028 в размере 183 666 128,3 тыс.рублей.
Параметры государственного долга Нижегородской области, предусмотренные Законопроектом, соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
Замечания и предложения, изложенные КСП НО в заключении по предмету первого чтения, нашли отражение в Постановлении Законодательного Собрания Нижегородской области о принятии Законопроекта в первом чтении.
Предложения и рекомендации, изложенные КСП НО в заключении по предмету второго чтения, будут рассмотрены Законодательным Собранием Нижегородской области при принятии Законопроекта во втором чтении.
Аудитор Н.С. Хлунова
[1] - Постановление Правительства Нижегородской области от 21.12.2018 № 889.
[2] - Постановление Правительства Нижегородской области от 24.10.2024 № 651 «Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
[3] - Пункт 4 Пояснительной записки к Прогнозу.
[4] - В соответствии с расчетными данными управления по труду и занятости населения Нижегородской области с учетом фактических данных МВД России.
[5] - В редакции от 24.10.2022 № 200.
[6] - Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2021 № 1569.
[7] - Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
[8] - Без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение.
[9] - В составе государственных программ «Продолжительная и активная жизнь» – 6 региональных проектов, «Инфраструктура для жизни» – 6 региональных проектов.
[10] - И (или) мероприятие (результат) регионального проекта (в отдельных случаях).
[11] - Ранее п. 5.1 постановления Правительства Нижегородской области от 12.07.2013 № 470 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области».
[12] - И отдельные мероприятия, направленные на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
[13] - Проект постановления Правительства Нижегородской области «Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».