На главную

Контроль за исполнением областного бюджета

Информация об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 9 месяцев 2024 года»

Информация
об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия
«
Проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 9 месяцев 2024 года»
(п. 2.6 Плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2024 год)

1. Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» от 22.12.2023 № 165-З (далее - Закон о бюджете) на отчетную дату (в редакции от 29.08.2024) доходы областного бюджета на 2024 год утверждены в сумме 325 565 342,1 тыс.рублей; расходы - 377 404 768,5 тыс.рублей; дефицит -51 839 426,4 тыс.рублей.

Кроме того, в отчетном периоде внесены изменения в бюджетную роспись, в результате которых на 01.10.2024 сформирован уточненный план со следующими основными параметрами:

Таблица 1.
(тыс.рублей)
  Доходы Расходы Профицит (+)
Дефицит (-)
Закон от 22.12.2023 № 165 315 977 893,3 330 506 385,2 -14 528 491,9
изменения, внесенные в Закон в течение отчетного 2024 года, из них: 9 587 448,8 46 898 383,3 Х
Закон с учетом изменений (ред. от 29.08.2024) 325 565 342,1 377 404 768,5 -51 839 426,4
кроме того, уточнение бюджетного плана на основании внесения изменений в бюджетную роспись Х 1 605 257,9 Х
Уточненный план на 01.10.2024 Х 379 010 026,4 Х

 

По итогам 9 месяцев 2024 года областной бюджет исполнен:

  • по доходам в сумме 240 559 597,5 тыс.рублей, что составляет 73,9% от плана на 2024 год (325 565 342,1 тыс.рублей);
  • по расходам в сумме 250 460 396,3 тыс.рублей, что составляет 66,1% от уточненного плана (379 010 026,4 тыс.рублей).

Областной бюджет по итогам 9 месяцев 2024 года исполнен с дефицитом в сумме 9 900 798,8 тыс.рублей (9 месяцев 2023 года было исполнено с профицитом в сумме 23 576 238,1 тыс.рублей).

2. Уточненный годовой план по доходам на 2024 год (325 565 342,1 тыс.рублей) составил 113,8% к уточненному годовому плану на 2023 год (286 176 198,9 тыс.рублей), кассовое исполнение по доходам за 9 месяцев 2024 года (240 559 597,5 тыс.рублей) составило 100,4% к поступлениям за 9 месяцев 2023 года (239 627 286,4 тыс.рублей).

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 196 403 324,0 тыс.рублей или на 2,7% больше поступлений аналогичного периода 2023 года (191 241 146,0 тыс.рублей). Безвозмездные поступления составили 44 156 273,5тыс.рублей или на 8,7% меньше поступлений аналогичного периода 2023 года (48 386 140,4 тыс.рублей).

Налоговые доходы (подгруппы 1 01 – 1 09) поступили в отчетном периоде в сумме 188 557 071,9 тыс.рублей, что на 2 076 859,7 тыс.рублей или на 1,1% больше поступлений аналогичного периода 2023 года (186 480 212,2 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде налоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:

Таблица 2.
Группы /
под
группы доходов
Наименование Исполнение за 9 месяцев 2024 года,
тыс.рублей
Отклонение к 9 месяцам 2023 года
тыс.рублей %
1 01 Налоги на прибыль, доходы 139 686 159,6 -2 953 255,2 -2,1
1 03 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 21 072 827,4 -693 808,4 -3,2
1 05 Налоги на совокупный доход 13 711 197,7 +3 920 723,2 +40,1
1 06 Налоги на имущество 13 604 770,9 +1 818 651,8 +15,4
1 07 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 166 223,3 -15 855,9 -8,7
1 08 Государственная пошлина 315 871,0 +341,0 +0,1
1 09 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 22,0 +63,2 увеличение 2,9 раза
  Всего налоговые доходы 188 557 071,9 +2 076 859,7 +1,1

 

Неналоговые доходы (подгруппа 1 11 - 1 18) поступили в сумме 7 846 252,1 тыс.рублей, на 3 085 318,3 тыс.рублей или 64,8% больше поступлений за 9 месяцев 2023 года (4 760 933,8 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде неналоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:

Таблица 3.
Группы /
подгруппы
доходов
Наименование Исполнение за 9 месяцев 2024 года,
тыс.рублей
Отклонение к 9 месяцам 2023 года
тыс.рублей %
1 11 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 3 523 456,8 +1 441 750,6 +69,3
1 12 Платежи при пользовании природными ресурсами 642 392,0 +124 414,1 +24,0
1 13 Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства 778 598,6 +262 966,0 +51,0
1 14 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 41 036,3 -44 210,3 уменьшение в 2,1 раза
1 15 Административные платежи и сборы 8 133,8 -1 470,8 -15,3
1 16 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2 275 521,3 +728 930,9 +47,1
1 17 Прочие неналоговые доходы 577 113,3 +572 937,8 увеличение 138,2 раза
  Всего неналоговые доходы 7 846 252,1 +3 085 318,3 +64,8

 

Первоначальный план по безвозмездным поступлениям на 2024 год (группа 2 доходов бюджета) утвержден Законом о бюджете в сумме 60 067 025,5 тыс.рублей. В течение отчетного периода план по безвозмездным поступлениям уменьшен на 2 260 321,9 тыс.рублей и по состоянию на 01.10.2024 составил 57 806 703,6 тыс.рублей (на 01.10.2023 - 61 408 283,8 тыс.рублей).

Безвозмездные поступления в отчетном периоде исполнены в сумме 44 156 273,5 тыс.рублей или 76,4% от годового плана (9 месяцев 2023 года – 48 386 140,4 тыс.рублей тыс.рублей или 78,8% от годового плана).

По видам поступлений:

Таблица 4.
Группа/
 подгруппа
доходов
Наименование подгруппы Исполнение за
9 месяцев
2024 года, 
тыс.рублей
Отклонение к
 9
 месяцам 2023 года, +/-
тыс.рублей %
2 02 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 42 521 157,5 -672 624,3 -1,6
2 03 Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 751 534,3 -1 935 538,5 -72,0
2 04 Безвозмездные поступления от негосударственных организаций 47 512,5 1 484,1 3,2
2 07 Прочие безвозмездные поступления 154,4 153,0 увеличение в 110,4 раза
2 18 Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 1 765 213,6 -1 054 270,9 -37,4
  ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 45 085 572,3 -3 660 796,6 -7,5
2 19 Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -929 298,8 -569 070,3 увеличение в 2,6 раза
  ВСЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 44 156 273,5 -4 229 866,9 -8,7

 

3. Уточненный план по расходам областного бюджета на 2024 год сформирован в сумме 379 010 026,4 тыс.рублей, увеличен на 48 503 641,2 тыс.рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом (на 46 898 383,3 тыс.рублей на основании изменений в Закон о бюджете, на 1 605 257,9 тыс.рублей - в сводную бюджетную роспись).

Лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) установлены в сумме 367 751 654,3 тыс.рублей, 97,0% от общей суммы бюджетных ассигнований.

Правила утверждения лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета и доведения их до главных распорядителей средств областного бюджета утверждены приказом министерства финансов области от 23.12.2015 № 274 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и Порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 22.03.2024 № 129 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 22.12.2023 № 165-З «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»» ЛБО устанавливаются главным распорядителям средств областного бюджета на 2024 год в рамках прогноза кассовых выплат областного бюджета в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области. В течение года рассматривается возможность утверждения и доведения ЛБО до объема годовых бюджетных ассигнований.

Кассовое исполнение расходов областного бюджета за 9 месяцев 2024 года составило 250 460 396,3 тыс.рублей или 66,1% от уточненного годового плана. Расходы областного бюджета были направлены на реализацию программных (94,5% от кассовых расходов) и непрограммных мероприятий (5,5%).

3.1. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Нижегородской области в 2024 году реализуется 48 региональных проектов1 в рамках 14 из 15 национальных проектов2.

По состоянию на 01.10.2024 в областном бюджете на 2024 год (уточненный план) предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 37 региональных проектов в составе 13 национальных проектов3 в общей сумме 48 164 598,5 тыс.рублей - 12,7% назначений областного бюджета.

Фактически на 01.10.2024 в рамках 18 государственных программ Нижегородской области осуществлялось финансирование 37 региональных проектов в составе 13 национальных проектов. За 9 месяцев 2024 года кассовые расходы составили 31 493 193,5 тыс.рублей (12,6% общей суммы кассовых расходов4), в том числе за счет средств областного бюджета – 35,0%, за счет средств федерального бюджета – 65,0%.

3.2. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013
 № 1417-р (ред. от 14.08.2024) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждены 34 государственные программы Нижегородской области (далее - госпрограмма, государственная программа).

По состоянию на 01.10.2024 предусмотрено финансирование 34 государственных программ с общей суммой уточненных годовых плановых назначений на 01.10.2024 - 355 866 480,8 тыс.рублей или 93,9% от уточненного плана по расходам областного бюджета на 2024 год (379 010 026,4 тыс.рублей).

Кассовое исполнение расходов по государственным программам за 9 месяцев 2024 года составило 236 749 985,8 тыс.рублей или 66,5% от годовых плановых назначений расходов по госпрограммам (355 866 480,8 тыс.рублей).

3.3 Непрограммные расходы областного бюджета за 9 месяцев 2024 года исполнены в сумме 13 710 410,5 тыс.рублей (59,2% от уточненного годового плана - 23 143 545,6 тыс.рублей), что ниже среднего уровня исполнения расходов по бюджету (66,1%).

Наибольшая доля непрограммных расходов запланирована и исполнена по следующим направлениям:

  1. прочие выплаты по обязательствам Нижегородской области - 3 679 689,5 тыс.рублей (64,4% от уточненного годового плана 5 709 999,1 тыс.рублей) - 26,8% в непрограммных расходах;
  2. межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований Нижегородской области - 3 380 994,7 тыс.рублей (65,2% от уточненного годового плана 5 188 268,1 тыс.рублей) - 24,7% в непрограммных расходах, в том числе:
    • иные межбюджетные трансферты на реализацию социально значимых мероприятий в рамках решения вопросов местного значения в сумме 482 700,0 тыс.рублей;
    • межбюджетные трансферты за счёт средств резервного фонда Правительства Нижегородской области в сумме 372 022,5 тыс.рублей;
    • межбюджетные трансферты за счёт средств фонда на поддержку территорий в сумме 174 634,2 тыс.рублей;
  3. обеспечение деятельности государственных учреждений - 1 527 360,8 тыс.рублей (58,2% от уточненного годового плана 2 622 088,0 тыс.рублей) - 11,1% в непрограммных расходах;

4Финансирование деятельности государственных учреждений.

По состоянию на 01.01.2024 на территории Нижегородской области функционировало 523 учреждения, в том числе 492 государственных бюджетных учреждений и 31 государственное автономное учреждение. Учредителями государственных учреждений являются органы исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ для бюджетных и автономных учреждений органами исполнительной власти Нижегородской области формируется государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы.

За 9 месяцев 2024 года исполнение плана финансово - хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями по видам финансового обеспечения их деятельности за счет средств областного бюджета сложилось следующее.

Таблица 5.
Наименование ДОХОДЫ
(тыс.рублей)
РАСХОДЫ
(тыс.рублей)
план исполнено % от плана план* исполнено % от плана
Субсидии на выполнение государственного задания 43 376 166,0 31 698 657,8 73,1 44 369 537,6 28 222 685,1 63,6
Субсидии на иные цели 17 286 894,0 10 875 924,6 62,9 21 039 501,7 9 904 551,1 47,1
Итого 60 663 060,0 42 574 582,4 70,2 65 409 039,3 38 127 236,2 58,3

*- план по расходам утвержден с учетом остатков средств на начало года.

5. Согласно данным бюджетной отчетности, государственный долг Нижегородской области по фактическим обязательствам (с учетом обязательств по государственным гарантиям) на 01.10.2024 учитывается в сумме 150 833 792,2 тыс.рублей, снизился с начала года на 4 382 202,8 тыс.рублей (или на 2,8%).

 

Аудитор палаты                                                                                            Н.С. Хлунова



 

[1] - В 2023 году – 50 региональных проектов; в 2023 году завершена реализация двух региональных проектов («Кадры для цифровой экономики» (национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации») и «Повышение доступности туристических продуктов» (национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»)); в апреле 2024 года завершена реализация одного регионального проекта («Сохранение уникальных водных объектов» (национальный проект «Экология»); с 2024 года реализуется один новый региональный проект («Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы Нижегородской области» (национальный проект «Беспилотные авиационные системы»).
[2] - В рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
[3] - На 2024 год не предусмотрены плановые бюджетные ассигнования на реализацию национального проект «Цифровая экономика Российской Федерации».
[4] - За 9 месяцев 2023 года: 37 194 586,6 тыс.рублей (17,2% общей суммы кассовых расходов бюджета, 64,2% плановых назначений на год).