Экспертно-аналитические мероприятия
Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации концессионных соглашений...»
Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения»
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено на основании пункта 2.15 плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2024 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 21.12.2023 № 27, поручения Законодательного Собрания Нижегородской области (постановление от 25.04.2024 № 1027-VII), обращения Счетной палаты Российской Федерации, пункта 3.13.0.14 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2024 год, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.02.2024 № 5785-8 ГД.
Экспертно-аналитическое мероприятие проведено параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, по программе, разработанной ею.
Цели экспертно–аналитического мероприятия:
Цель 1. Оценить соответствие реализации концессионных соглашений законодательным и иным нормативным правовым актам, иным документам.
Цель 2. Оценить результативность реализации концессионных соглашений.
Объекты экспертно-аналитического мероприятия:
- 8 концедентов – администрации муниципальных образований Нижегородской области (г.о.г.Арзамас, г.о.г.Бор, Бутурлинский м.о., Володарский м.о., г.о.г.Дзержинск, г.о.г.Нижний Новгород, Кстовский м.о., Уренский м.о.);
- 8 концессионеров – АО «Дзержинский водоканал», АО «Нижегородская областная коммунальная компания», АО «Теплоэнерго», ООО «Арзамасский водоканал», ООО «Бутурлинская жилищно-коммунальная компания», ООО «Гранит», ООО «Тепловик», ПАО «Т Плюс».
Экспертно-аналитическим мероприятием установлено:
- Концессия – одна из наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного (муниципального) имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство / реконструкцию переданного имущества. Для муниципальных образований концессия в сфере жилищно-коммунального хозяйства – это способ модернизировать (реконструировать) изношенные объекты инфраструктуры и привлечь инвестиции для этих целей.
Правовые основы заключения и реализации концессионных соглашений установлены Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).
С 2017 года в Закон № 115-ФЗ введена глава 4, в соответствии с которой регулируются отношения, возникающие с заключением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, в целях регулирования тарифов, возмещения недополученных доходов, компенсации экономически обоснованных расходов концессионера за счет средств субъекта РФ и утверждения инвестиционных программ. - По состоянию на 01.04.2024 в Нижегородской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализовывались 36 концессионных соглашений (далее – КС), из которых 25 – по объектам теплоснабжения, горячего водоснабжения, 11 – по объектам холодного водоснабжения и водоотведения. Средний срок, на который заключены КС, составляет 25 лет.
- Проанализированы отдельные параметры девяти КС, общий объем инвестиций по которым предусмотрен в сумме 53 842,9 млн.рублей, в том числе средства концессионеров – 53 310,9 млн.рублей, концедентов (администраций муниципальных образований) – 532,0 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2024 фактически вложенный объем инвестиций за время реализации концессионных соглашений составил 6 043,7 млн.рублей, в том числе средства концессионеров – 6 017,0 млн.рублей (на сумму 40 643,1 тыс.рублей срок инвестиций не наступил по одному КС), концедентов – 26,7 млн.рублей.
- В п.9 Закона № 115-ФЗ определено, что в КС устанавливаются состав и описание имущества, предоставляемого концедентом во владение и в пользование концессионера для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Информация о пообъектной либо итоговой стоимости передаваемого концессионеру имущества отсутствует в шести КС. Указанное не позволяет оценить соразмерность объема инвестиций концессионера и стоимость передаваемого имущества. - По одному КС инвестиции концессионера планируется осуществить в период позднее первой трети срока заключения соглашения, что в условиях инфляции влечет риски недостаточности запланированных инвестиций.
В этом же КС не установлены долгосрочные параметры тарифного регулирования на каждый год реализации КС, не установлены плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности на каждый год реализации КС. - В трех КС конкретные меры ответственности при неисполнении сторонами обязательств не определены.
- В четырех КС формы и сроки отчетности концессионера не предусмотрены.
- Согласно п.2 ст.40 Закона № 115-ФЗ в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов на муниципальный уровень не переданы, третьей стороной КС в обязательном порядке выступает субъект РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое муниципальным образованием концессионеру по концессионному соглашению.
Правовые акты о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на муниципальном уровне по 9 проанализированным КС отсутствуют. Вместе с тем, без участия Нижегородской области заключено пять КС. - Согласно актам контроля, осуществляемого концедентами, мероприятия, срок исполнения которых уже наступил, не выполнены концессионером (АО «НОКК») по двум КС. Представители концессионера отказались подписывать акты о результатах контроля. Меры ответственности со стороны концедента (администрации Володарского м.о.) к концессионеру не применены. Нарушений обязательств концессионера в части осуществления деятельности по производству и реализации ресурсов, а также оказания услуг потребителям в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в актах о результатах контроля концедентом не зафиксировано.
Таким образом, экспертно-аналитическим мероприятием выявлены отдельные нарушения требований Федерального закона «О концессионных соглашениях» при заключении и исполнении концессионных соглашений, а также недостижение отдельными концессионерами запланированных результатов в части создания и реконструкции объектов, вложения инвестиций, что не способствует обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Указанное создает риск недостижения экономического и социального эффекта от реализации концессионных соглашений, в том числе в части повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, риск нанесения ущерба муниципальному имуществу.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден Коллегией контрольно-счетной палаты Нижегородской области (протокол от 07.10.2024 № 21).
В соответствии с запросом Счетной палаты Российской Федерации актуализированная информация о реализации концессионных соглашений по состоянию на 01.11.2024 подлежит направлению контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации в срок до 25.11.2024.
Окончательные итоги экспертно-аналитического мероприятия будут размещены на сайте контрольно-счетной палаты Нижегородской области после утверждения сводных итогов по Российской Федерации Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, запланированного на 1 квартал 2025 года.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия:
- Отчет, содержащий выводы и предложения, направлен в Счетную палату Российской Федерации, Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области.
- Информационное письмо направлено министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области как координатору при заключении концессионных соглашений с целью доведения предложений (рекомендаций) до концедентов.
Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области Е.С.Скобелина