На главную

Экспертно-аналитические мероприятия

Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации концессионных соглашений...»

Информация об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения»

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено на основании пункта 2.15 плана работы контрольно-счетной палаты Нижегородской области на 2024 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 21.12.2023 № 27, поручения Законодательного Собрания Нижегородской области (постановление от 25.04.2024 № 1027-VII), обращения Счетной палаты Российской Федерации, пункта 3.13.0.14 плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2024 год, Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.02.2024 № 5785-8 ГД.

Экспертно-аналитическое мероприятие проведено параллельно со Счетной палатой Российской Федерации, по программе, разработанной ею.

Цели экспертно–аналитического мероприятия:

Цель 1. Оценить соответствие реализации концессионных соглашений законодательным и иным нормативным правовым актам, иным документам.
Цель 2. Оценить результативность реализации концессионных соглашений.

Объекты экспертно-аналитического мероприятия:

  • 8 концедентов – администрации муниципальных образований Нижегородской области (г.о.г.Арзамас, г.о.г.Бор, Бутурлинский м.о., Володарский м.о., г.о.г.Дзержинск, г.о.г.Нижний Новгород, Кстовский м.о., Уренский м.о.);
  • 8 концессионеров – АО «Дзержинский водоканал», АО «Нижегородская областная коммунальная компания», АО «Теплоэнерго», ООО «Арзамасский водоканал», ООО «Бутурлинская жилищно-коммунальная компания», ООО «Гранит», ООО «Тепловик», ПАО «Т Плюс».

Экспертно-аналитическим мероприятием установлено:

  1. Концессия – одна из наиболее распространенных форм государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного (муниципального) имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство / реконструкцию переданного имущества. Для муниципальных образований концессия в сфере жилищно-коммунального хозяйства – это способ модернизировать (реконструировать) изношенные объекты инфраструктуры и привлечь инвестиции для этих целей.
    Правовые основы заключения и реализации концессионных соглашений установлены Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).
    С 2017 года в Закон № 115-ФЗ введена глава 4, в соответствии с которой регулируются отношения, возникающие с заключением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, в целях регулирования тарифов, возмещения недополученных доходов, компенсации экономически обоснованных расходов концессионера за счет средств субъекта РФ и утверждения инвестиционных программ.
  2. По состоянию на 01.04.2024 в Нижегородской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализовывались 36 концессионных соглашений (далее – КС), из которых 25 – по объектам теплоснабжения, горячего водоснабжения, 11 – по объектам холодного водоснабжения и водоотведения. Средний срок, на который заключены КС, составляет 25 лет.
  3. Проанализированы отдельные параметры девяти КС, общий объем инвестиций по которым предусмотрен в сумме 53 842,9 млн.рублей, в том числе средства концессионеров – 53 310,9 млн.рублей, концедентов (администраций муниципальных образований) – 532,0 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2024 фактически вложенный объем инвестиций за время реализации концессионных соглашений составил 6 043,7 млн.рублей, в том числе средства концессионеров – 6 017,0 млн.рублей (на сумму 40 643,1 тыс.рублей срок инвестиций не наступил по одному КС), концедентов – 26,7 млн.рублей.
  4. В п.9 Закона № 115-ФЗ определено, что в КС устанавливаются состав и описание имущества, предоставляемого концедентом во владение и в пользование концессионера для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
    Информация о пообъектной либо итоговой стоимости передаваемого концессионеру имущества отсутствует в шести КС. Указанное не позволяет оценить соразмерность объема инвестиций концессионера и стоимость передаваемого имущества.
  5. По одному КС инвестиции концессионера планируется осуществить в период позднее первой трети срока заключения соглашения, что в условиях инфляции влечет риски недостаточности запланированных инвестиций.
    В этом же КС не установлены долгосрочные параметры тарифного регулирования на каждый год реализации КС, не установлены плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности на каждый год реализации КС.
  6. В трех КС конкретные меры ответственности при неисполнении сторонами обязательств не определены.
  7. В четырех КС формы и сроки отчетности концессионера не предусмотрены.
  8. Согласно п.2 ст.40 Закона № 115-ФЗ в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов на муниципальный уровень не переданы, третьей стороной КС в обязательном порядке выступает субъект РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое муниципальным образованием концессионеру по концессионному соглашению.
    Правовые акты о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на муниципальном уровне по 9 проанализированным КС отсутствуют. Вместе с тем, без участия Нижегородской области заключено пять КС.
  9. Согласно актам контроля, осуществляемого концедентами, мероприятия, срок исполнения которых уже наступил, не выполнены концессионером (АО «НОКК») по двум КС. Представители концессионера отказались подписывать акты о результатах контроля. Меры ответственности со стороны концедента (администрации Володарского м.о.) к концессионеру не применены. Нарушений обязательств концессионера в части осуществления деятельности по производству и реализации ресурсов, а также оказания услуг потребителям в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в актах о результатах контроля концедентом не зафиксировано.

Таким образом, экспертно-аналитическим мероприятием выявлены отдельные нарушения требований Федерального закона «О концессионных соглашениях» при заключении и исполнении концессионных соглашений, а также недостижение отдельными концессионерами запланированных результатов в части создания и реконструкции объектов, вложения инвестиций, что не способствует обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Указанное создает риск недостижения экономического и социального эффекта от реализации концессионных соглашений, в том числе в части повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, риск нанесения ущерба муниципальному имуществу.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден Коллегией контрольно-счетной палаты Нижегородской области (протокол от 07.10.2024 № 21).

В соответствии с запросом Счетной палаты Российской Федерации актуализированная информация о реализации концессионных соглашений по состоянию на 01.11.2024 подлежит направлению контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации в срок до 25.11.2024.

Окончательные итоги экспертно-аналитического мероприятия будут размещены на сайте контрольно-счетной палаты Нижегородской области после утверждения сводных итогов по Российской Федерации Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, запланированного на 1 квартал 2025 года.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия:

  1. Отчет, содержащий выводы и предложения, направлен в Счетную палату Российской Федерации, Законодательному Собранию Нижегородской области и Губернатору Нижегородской области.
  2. Информационное письмо направлено министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области как координатору при заключении концессионных соглашений с целью доведения предложений (рекомендаций) до концедентов.

 

Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области                                                                                               Е.С.Скобелина