На главную

Новости

03 июля 2019

Информация о результатах проверки обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования ЗАТО, бюджетам субъектов РФ, а также субсидий на поддержку государственных программ...

Нормативное правовое регулирование финансовой помощи ЗАТО требует актуализации.

12 Апреля 2019 г.

Размер дотаций закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) ежегодно снижается. С 2016 года финансовая помощь из федерального бюджета сократилась на 11,5%. «Закрытый» статус ограничивает хозяйственную и предпринимательскую деятельность на этих территориях. Поэтому дотации – важная составляющая их бюджета: они покрывают потерянный доход, а также дополнительные расходы, связанные с особым режимом.

Для расчета необходимой суммы могут утверждаться поправочные коэффициенты для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств отдельных ЗАТО. Однако при расчете размера дотаций дополнительные коэффициенты, учитывающие специфику отдельных ЗАТО, в том числе фактическую потребность на исполнение полномочий, не применялись.

«С 2017 в составе общего годового объема дотаций на ЗАТО 10% составляют дотации на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры. Следует отметить, что данная дотация предоставляется с целью компенсации дополнительных расходов бюджетов ЗАТО, связанных с режимом безопасного функционирования», - отметил на Коллегии аудитор Юрий Росляк.

В настоящее время закон о ЗАТО не содержит мер государственной поддержки, связанных с развитием и поддержкой социальной и инженерной инфраструктуры, на которые предоставляются дотации.

В соответствии с Правилами предоставления дотаций и условиями трехсторонних соглашений за нарушение бюджетного законодательства или законодательства о налогах и сборах каким-либо органом госвласти субъекта, меры ответственности (в виде сокращения объема дотаций на ЗАТО) будут применяться непосредственно к муниципальному образованию, что создает риски неоправданного сокращения доходов бюджетов ЗАТО.

В Минфине согласны с выводами и предложениями Счетной палаты. «Мы согласны уточнить положение о применении мер ответственности в виде сокращения объема дотаций. Хотя мы не применяем эту норму, когда нарушаются условия со стороны органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а несет ответственность ЗАТО. Вопрос, связанный с предложениями уточнить положение самого закона о ЗАТО, мы принимаем в полном объеме. Мы даже готовы это сделать самостоятельно, не дожидаясь положительной реакции Минэкономразвития», - заявил присутствовавший на Коллегии первый заместитель министра финансов Леонид Горнин.

С 2017 года в закрытых административно-территориальных образованиях стали создаваться территории опережающего развития (ТОР). На сегодняшний день в ЗАТО действует 8 ТОРов. Самый первый появился в 2017 году в городе Саров Нижегородской области.

«В 2017-2018 годах в ТОР «Саров» планировалось привлечь 9 резидентов с общим объемом инвестиций 825,9 млн рублей. Фактически на территории ТОР функционирует единственный резидент, занимающийся разработкой компьютерного программного обеспечения, объем инвестиций которого составил 16,26 млн рублей, или 2% от заявленного объема. За 2018 год дополнительные доходы Нижегородской области от создания ТОР составили 1,75 млн рублей, или 0,5 % от запланированного объема», - заявил аудитор.

Все дело в качестве земельных участков, которое не устраивает потенциальных резидентов сразу по ряду причин. Во-первых, это зачастую площадки с ветхими зданиями, которые невозможно использовать. Во-вторых, площадь участков мала или там нет необходимой инфраструктуры. Дополнительный сдерживающий фактор – расположение внутри охраняемого периметра ЗАТО, что затрудняет въезд иногородних специалистов и ввоз грузов. Это часть недостатков, которые Счетная палата выявила при анализе влияния ТОРов на сбалансированность муниципальных бюджетов.

«Указанные риски необходимо учесть заинтересованным ФОИВам и органам исполнительной власти регионов при реализации проектов ТОР на территории других ЗАТО», - заявил Юрий Росляк.

Счетная палата предложила Правительству Российской Федерации поручить рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон о ЗАТО, а также провести мониторинг реализации проектов ТОР, расположенных на территориях ЗАТО, и определить возможные риски, связанные с успешностью реализации указанных проектов.

Коллегия приняла решение направить письма в Правительство Российской Федерации и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства; представления — в Правительство Пензенской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, Правительство Нижегородской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области. Отчет будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Справочная информация:

*Проверка обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации, а также субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в 2017 году и истекшем периоде 2018 года.

**Отчет о результатах проверки обоснованности предоставления и результативности использования дотаций, связанных с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, бюджетам субъектов Российской Федерации, а также субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, в 2017 году и истекшем периоде 2018 года опубликован на официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации  http://audit.gov.ru/activities/control/report(1).pdf.