Новости
31 марта 2021
О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области
О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области
На заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 25 марта 2021 года рассмотрен отчет о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2020 году. Отчет о работе депутатам представила председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее –контрольно-счетная палата, палата) Елена Борисовна Букарева.
В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с полномочиями, установленными Законом Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», на основании плана работы на 2020 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области.
Все плановые мероприятия выполнены палатой в полном объеме. Первоначальной редакцией плана работы контрольно-счетной палаты были запланированы к проведению 50 контрольных мероприятий, в течение года дополнительно включено в план одно контрольное мероприятие.
Из общего числа запланированных мероприятий тематика 25 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 16 мероприятий включены по поручению Законодательного Собрания, семь – по предложению Правительства области, по одному - по обращению Счетной палаты Российской Федерации, Нижегородской транспортной прокуратуры и Регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»». Всего в 2020 году контрольно-счетной палатой было проведено 51 контрольное и 58 экспертно-аналитических мероприятий.
Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 17 730,1 млн.рублей или 10% от общего объема областного бюджета по расходам. Проверками было охвачено 239 объектов, по итогам контрольных мероприятий составлено 239 актов.
Проверки осуществлялись в исполнительных органах государственной власти (30 объектов), органах местного самоуправления (83 объекта), государственных и муниципальных учреждениях (всего 124 объекта, по уровню бюджетов: 36 и 88 соответственно), в организациях, получающих и использующих средства областного бюджета (2 объекта).
Общая сумма финансовых нарушений и недостатков при использовании средств бюджетной системы составила 1 302,1 млн.рублей1 / 770 нарушений.
Из общего объема выявленных нарушений 311,1 млн.рублей (24 %) приходилось на нарушения целей, условий и порядка предоставления и расходования:
- межбюджетных трансфертов – 232,3 млн.рублей (18 % общего объема нарушений) / 49 нарушений;
- субсидии юридическим лицам – 57,4 млн.рублей (4 %) / 4 нарушения;
- субсидий государственным (муниципальным) учреждениям – 21,5 млн.рублей (2 %) / 26 нарушений.
Нарушения в части принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнований и (или) лимиты бюджетных обязательств, были допущены на сумму 70,6 млн.рублей / 4 нарушения (5 %).
Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил порядка одного миллиона рублей (24 нарушения), из них 36 % нарушений в стоимостном выражении приходилось на нарушения при использовании субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования.
В результате системного подхода при реализации полномочий контрольно-счетной палаты (охват контрольными мероприятиями отдельного отраслевого направления бюджетных расходов в целом) значительно сократились объемы нецелевого использования бюджетных средств и количество выявленных типичных нарушений. Следует отметить, что выявление (предотвращение) нарушений, также как и своевременное внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления и расходования бюджетных средств, и в дальнейшем имеют пролонгированный положительный эффект, не позволяя осуществлять нецелевые и неэффективные бюджетные расходы.
Из общей суммы нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере 71 % объема всех выявленных финансовых нарушений составили иные нарушения – 919,5 млн.рублей / 663 нарушения.
Кроме того, в отчетном периоде было установлено неэффективное использование средств областного и местного бюджетов в объеме 55,6 млн.рублей /32 нарушения.
Значительная часть нарушений действующего законодательства, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями (на момент подготовки отчета), устранена:
- из 432 финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий и требующих устранения, устранены 380, что составляет 88 % от общего числа фактов2;
- с учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты приняты вновь и внесены корректировки в 239 нормативных правовых актов Нижегородской области.
- предотвращено бюджетных потерь на сумму 3,1 млн.рублей.
В целом по замечаниям контрольно-счетной палаты подлежало восстановлению в бюджет 41,6 млн.рублей. В отчетном периоде в результате принятых мер:
- обеспечен возврат средств в объеме 29,1 млн.рублей (70 %);
- во исполнение представлений палаты объектами контроля проводится претензионно-исковая работа на общую сумму 1,9 млн.рублей (5 %).
Кроме того, из общей суммы, подлежащей восстановлению в бюджет:
- 10,6 млн.рублей (25 %) – срок реализации не наступил.
В то же время, по проверкам прошлых лет в 2020 году возвращено в бюджет 21,4 млн.рублей средств, использованных с нарушениями.
В целом в 2020 году по итогам контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой, в том числе в предыдущие годы, возмещено в бюджет 50,5 млн.рублей.
Помимо этого, по проверкам прошлых лет из общей суммы 33,4 млн.рублей, подлежащей взысканию на основании судебных решений:
- исполнительное производство окончено на сумму 0,08 млн.рублей;
- включены в реестр требований кредиторов – 28,5 млн.рублей;
- находится на исполнении в ФССП – 1,7 млн.рублей;
- оспаривается в других судах – 1,5 млн.рублей;
- решение суда не вступило в законную силу – 1,6 млн.рублей.
В адрес проверенных организаций контрольно-счетной палатой было направлено 194 представления и четыре предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
В отчетном периоде должностные лица контрольно-счетной палаты активно реализовывали свои полномочия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Всего в 2020 году по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было возбуждено 67 дел об административном правонарушении.
В настоящее время судами рассмотрены 60 возбужденных дел об административном правонарушении, из них:
- по 55 делам вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 0,4 млн.рублей;
- по двум делам назначено наказание в виде предупреждения;
- по одному делу установлена малозначительность совершенного административного правонарушения и виновное лицо освобождено от административной ответственности;
- два административных дела прекращены (по истечении срока привлечения к ответственности и в связи с отсутствием события правонарушения).
Также, в отчетном периоде поступили штрафы в сумме 0,4 млн.рублей за административные правонарушения, выявленные в 2019 году.
Кроме того, в отношении 19 случаев, содержащих признаки правонарушений, протоколы не составлялись в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Помимо этого, по результатам рассмотрения представлений и предписаний контрольно-счетной палаты приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (привлечены 56 сотрудников проверенных организаций, вынесены дисциплинарные взыскания: 53 замечания; два выговора; одно увольнение).
В качестве мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: внесены представления об устранении нарушений руководителям пяти организаций – объектов контроля; материалы одной проверки направлены в орган предварительного расследования; материалы двух проверок направлены на дополнительную проверку в порядке ст.144-145 УПК РФ; по материалам одной проверки возбуждено уголовное дело по ст.327 УК РФ.
По обращению контрольно-счетной палаты, в части выявленных фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, были составлены протоколы об административных правонарушениях: министерством финансов Нижегородской области – семь; прокуратурой Нижегородской области – три; Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - два. По результатам рассмотрения назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 140,0 тыс.рублей, 20,0 тыс.рублей и предупреждение соответственно.
Кроме того, по информации палаты инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области в отношении должностных лиц муниципальных образований за ненаправление уведомления о начале строительства, и выполнение работ без разрешения на строительство были составлены четыре протокола об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в общей сумме 40,0 тыс.рублей.
В 2020 году сотрудники палаты приняли участие в рассмотрении пяти судебных дел арбитражными судами как первой, так и апелляционной инстанций. По итогам рассмотрения указанных дел судебными органами во всех случаях были поддержаны выводы, изложенные в представлениях (предписаниях) контрольно-счетной палаты.
В рамках обеспечения парламентского контроля в течение отчетного года на заседаниях четырех профильных комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области были рассмотрены отчеты девяти мероприятий, проведенных палатой по поручению Законодательного Собрания области.
Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области отметили информативный и обстоятельный материал, изложенный в отчете контрольно-счетной палаты. По итогам рассмотрения депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2020 год принят к сведению.
Кроме того, контрольно-счетной палатой были подготовлены заключения на три законопроекта, в том числе рассмотренных на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 25 марта 2021 года:
- «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»»;
- «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Нижегородской области «О дорожном фонде Нижегородской области»»;
- «О внесении изменений в статью 5 Закона Нижегородской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»».
[1] Без учета нарушений, связанных с недостоверным отражением стоимости имущества в реестре имущества и бюджетном учете, непредставлением бюджетной отчетности, которые в настоящем отчете отражены только в количественном выражении.
[2] С учетом нарушений, имеющих характер свершившегося факта, не подлежащих устранению в последующие периоды.