На главную

Новости

04 апреля 2022

О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области

На заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 31 марта 2022 года рассмотрен отчет о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2021 году. 

foto21Отчет о работе депутатам представила председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее –контрольно-счетная палата, палата) Елена Борисовна Букарева.

В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с полномочиями, установленными Законом Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», на основании плана работы на 2021 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области.

Из 43 запланированных на 2021 год контрольных мероприятий 20 включены по поручению Законодательного Собрания, пять – по предложению Правительства Нижегородской области, тематика 16 мероприятий обусловлена непосредственными требованиями законодательства, одно мероприятие запланировано по предложению Счетной палаты Российской Федерации, одно – по обращению граждан. Всего в 2021 году контрольно-счетной палатой было проведено 42 контрольных (одно контрольное мероприятие не проводилось ввиду отсутствия выполненных работ на объекте капитального строительства, запланировано на 2022 год) и 53 экспертно-аналитических мероприятия.

Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 16 319,1 млн.рублей или 7% от общего объема областного бюджета по расходам. Проверками было охвачено 159 объектов, по итогам контрольных мероприятий составлено 159 актов.

Проверки осуществлялись в исполнительных органах государственной власти (13 объектов), органах местного самоуправления (48 объектов), государственных и муниципальных учреждениях (всего 90 объектов, по уровню бюджетов: 41 и 49 соответственно), в организациях, получающих и использующих средства областного бюджета (8 объектов).

Общая сумма выявленных финансовых нарушений и недостатков при использовании средств бюджетной системы составила 1 202 230,4 тыс.рублей / 742 нарушений.
Из общего объема стоимостных нарушений 454 822,9 тыс.рублей / 330 нарушений приходилось на нарушения при формировании и исполнении бюджетов (нарушения условий и порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам; ненадлежащее осуществление бюджетных полномочий главными распорядителями и получателями бюджетных средств; нарушения при осуществлении деятельности государственными (муниципальными) учреждениями, а также нарушения целей, условий и порядка предоставления им субсидий; нарушения целей, условий и порядка предоставления и расходования межбюджетных трансфертов; несоблюдение порядка реализации государственных программ; принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств и нарушения порядка применения бюджетной классификации).

Нарушения при осуществлении государственных и муниципальных закупок составили 404 254,4 тыс.рублей / 174 нарушения (несоблюдение условий реализации контрактов, включая несвоевременность расчетов по контрактам; завышение начальной (максимальной) цены контракта в результате ошибки проектировщика; приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов; внесение изменений в контракты с нарушением требований, установленных законодательством; искусственное дробление сделок; неприменение мер ответственности в ходе исполнения контрактов).

Нарушения при составлении и предоставлении финансовой (бухгалтерской) отчетности зафиксированы на сумму 342 630,7 тыс.рублей / 19 нарушений (занижение данных справки о наличии имущества и обязательств на балансовых и забалансовых счетах).

Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 522,4 тыс.рублей / 14 нарушений, из них 356,3 тыс.рублей нарушений приходилась на использование субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования на цели, не предусмотренные нормативными правовыми актами (охрана объектов, оснащение транспортных средств бортовым оборудованием ГЛОНАСС, установка, настройка и аттестация информационной системы персональных данных).

Кроме того, в отчетном периоде было установлено неэффективное использование средств областного и местных бюджетов в объеме 21 230,1 тыс.рублей / 37 нарушений.

Значительная часть нарушений действующего законодательства, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями, устранена. На момент подготовки отчета:

  • из 365 финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий и требующих устранения, устранены 268, что составляет 73 % от общего числа фактов;
  • с учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты по результатам экспертно-аналитических мероприятий приняты вновь и внесены корректировки в 68 нормативных правовых актов Нижегородской области.

При проведении контрольных мероприятий большое значение придается своевременному выявлению, предупреждению и пресечению бюджетных нарушений. Так, в 2021 году предотвращены бюджетные потери на сумму 51 716,8 тыс.рублей.

В целом по замечаниям контрольно-счетной палаты подлежало восстановлению в бюджет 68 182,5 тыс.рублей. В отчетном периоде в результате принятых мер:

  • обеспечен возврат средств в объеме 29 318,8 тыс.рублей;
  • не наступил срок реализации – 22 848,3 тыс.рублей;
  • проводится объектами контроля во исполнение представлений палаты претензионно-исковая работа на общую сумму 16 013,0 тыс.рублей; 
  • нереально к взысканию – 2,4 тыс.рублей.

Помимо этого, по проверкам прошлых лет в 2021 году возвращено в бюджет 8 594,6 тыс.рублей средств, использованных с нарушениями.

Выявленные, но не устраненные в ходе проверок недостатки и нереализованные предложения, указанные в представлениях, остаются на контроле аудиторов контрольно-счетной палаты до полного их исполнения.

В адрес проверенных организаций контрольно-счетной палатой было направлено 120 представлений и одно предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

В отчетном периоде должностные лица контрольно-счетной палаты активно реализовывали свои полномочия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Всего в 2021 году по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было возбуждено 71 дело об административном правонарушении.

Судами рассмотрены 64 возбужденных дела об административных правонарушениях, из них:

  • по 55 делам вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 657,6 тыс.рублей, из которых лицами, привлеченными к административном ответственности, уплачено в 2021 году в бюджет 531,1 тыс.рублей;
  • по семи делам назначено наказание в виде предупреждения;
  • по двум делам установлена малозначительность совершенного административного правонарушения и виновные лица освобождены от административной ответственности.

Также, в отчетном периоде поступили штрафы в сумме 119,9 тыс.рублей за административные правонарушения, выявленные в 2020 году.

Кроме того, в отношении 19 случаев, содержащих признаки правонарушений, протоколы не составлялись в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

По результатам рассмотрения представлений и предписаний контрольно-счетной палаты приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (привлечены 59 сотрудников проверенных организаций, вынесены дисциплинарные взыскания: 57 замечаний; два выговора).

В качестве мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: направлены предостережения о недопустимости нарушения закона должностному лицу Краснооктябрьского муниципального района и руководителю подрядной организации; внесены представления об устранении нарушений директору учреждения; материалы одной проверки направлены в МО МВД России для проведения проверки в соответствии со ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

По обращению контрольно-счетной палаты в части выявленных фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Градостроительного кодекса Российской Федерации, бюджетного законодательства уполномоченными контрольными органами составлены 18 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 333,0 тыс.рублей.

В рамках обеспечения парламентского контроля в течение отчетного года на заседаниях четырех профильных комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области были рассмотрены отчеты по итогам 15 мероприятий.

В соответствии с регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области по итогам рассмотрения депутатами отчет о работе контрольно-счетной палаты за 2021 год принят к сведению.