На главную

Новости

28 марта 2019

Рассмотрение отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2018 году на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области

Председатель, заместитель председателя, аудиторы контрольно-счетной палаты Нижегородской области 28 марта 2019 года приняли участие в заседании Законодательного Собрания Нижегородской области.

 На заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 28 марта 2019 года рассмотрен отчет о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2018 году. Отчет о работе депутатам представила председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области (далее – КСП НО, контрольно-счетная палата) Елена Борисовна Букарева.
 
2В отчетном периоде деятельность КСП НО осуществлялась в соответствии с полномочиями, установленными Законом Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», на основании плана работы на 2018 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты.

Из общего числа запланированных контрольных мероприятий тематика 20 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 17 мероприятий включены по поручению Законодательного Собрания, пять – по предложению Правительства области, одно - по обращению физического лица, одно – по предложению Счетной палаты Российской Федерации.

Всего в 2018 году КСП НО было проведено 45 контрольных [1] и 52 экспертно-аналитических мероприятия.

Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 27 313,7 млн.рублей или 19% от общего объема областного бюджета по расходам. Проверками охвачено 188 объектов, по итогам контрольных мероприятий составлено 167 актов.

В рамках контрольных мероприятий в отчетном периоде проведены проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, направленных на реализацию отдельных подпрограмм и мероприятий 18 государственных программ из 27, утвержденных Законом об областном бюджете, в том числе 11 проверок по поручению Законодательного Собрания Нижегородской области.

В ходе контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений и недостатков на общую сумму 850,9 млн.рублей / 541 нарушение.

Почти треть объема выявленных нарушений приходилась на нарушения условий и порядка предоставления и расходования:

  1. межбюджетных трансфертов – 174,0 млн.рублей (20% общего объема нарушений) / 17 нарушений;
  2. субсидий государственным учреждениям – 85,2 млн.рублей (10%) / 70 нарушений.

Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 3,2 млн.рублей / 28 нарушений.

Из общей суммы нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере иные нарушения составили 588,5 млн.рублей / 426 нарушений (69% объема всех выявленных финансовых нарушений).

Кроме того, в отчетном периоде было установлено неэффективное использование средств областного и местного бюджетов в объеме 224,4 млн.рублей / 31нарушение.

Помимо этого, установлено неэффективное использование средств государственными предприятиями - отвлечение в дебиторскую задолженность на длительный срок (884,4 млн.рублей / 3 нарушения).

Значительная часть нарушений действующего законодательства, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями (на момент подготовки отчета), устранена:

  1. из 575 финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий и требующих устранения, устранены 402, что составляет 70% от общего числа фактов;
  2. с учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты приняты вновь и внесены корректировки в 135 нормативных правовых актов Нижегородской области;
  3. предотвращено бюджетных потерь на сумму 19,4 млн.рублей.

 В целом по замечаниям контрольно-счетной палаты подлежало восстановлению в бюджет 111,1 млн.рублей. В отчетном периоде по результатам принятых мер:

  1. обеспечен возврат средств в объеме 37,8 млн.рублей (34%), в том числе перечислено в доход бюджета денежными средствами – 24,4 млн.рублей, восстановлено путем выполнения работ и (или) оказания услуг – 13,4 млн.рублей;
  2. во исполнение представлений палаты объектами контроля проводится претензионно-исковая работа на общую сумму 31,4 млн.рублей (28%).

Кроме того, из общей суммы, подлежащей восстановлению в бюджет:

  1. 20,8 млн.рублей (19%) – срок реализации не наступил;
  2. 21,1 млн.рублей (19%) - нереально к взысканию, в том числе: 11,0 млн.рублей - по решению суда снижена сумма штрафа; 7,8 млн.рублей - непроведение ТСЖ (обманутые дольщики) претензионно-исковой работы [2]; 2,3 млн.рублей – отказ сотрудников от возврата неправомерно начисленной заработной платы.

В то же время, по проверкам прошлых лет в 2018 году восстановлено (возвращено) в бюджет средств, использованных с нарушениями, в объеме 45,5 млн.рублей, в том числе денежными средствами – 25,1 млн.рублей, выполнением работ – 20,4 млн.рублей.

В целом в 2018 году по итогам контрольных мероприятий, проведенных контрольно-счетной палатой, в том числе в предыдущие годы, возмещено бюджетных средств 49,5 млн.рублей, выполнено работ 33,8 млн.рублей.

В адрес проверенных организаций контрольно-счетной палатой было направлено 100 представлений и четыре предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.

В отчетном периоде должностные лица контрольно-счетной палаты активно реализовывали свои полномочия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Всего в 2018 году по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено 61 административное правонарушение, по которым судебными органами вынесены решения, в том числе о привлечении к административной ответственности. В настоящее время судами рассмотрены все возбужденные дела об административных правонарушениях, из них:

  1. по 58 делам вынесены постановления о назначении административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 853,1 тыс.рублей, из которых к настоящему моменту лицами, привлеченными к административной ответственности, уплачено в бюджет 753,1 тыс.рублей;
  2. по одному делу назначено наказание в виде предупреждения;
  3. по одному делу установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, и виновное лицо освобождено от административной ответственности;
  4. одно административное дело прекращено.

Кроме того, в отчетном периоде поступили штрафы в сумме 40,0 тыс.рублей за правонарушения, выявленные в 2017 году.
В отношении 26 нарушений, содержащих признаки правонарушений, протоколы об административной ответственности не составлялись в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам рассмотрения представлений и предписаний контрольно-счетной палаты приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (привлечен 51 сотрудник проверенных организаций).

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между прокуратурой Нижегородской области и контрольно-счетной палатой Нижегородской области копии актов и отчетов по проведенным контрольным мероприятиям направлялись в прокуратуру Нижегородской области. В качестве мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: внесены представления об устранении нарушений руководителям 10 организаций – объектов контроля; материалы трех проверок направлены в следственный орган МО МВД России; в отношении одного должностного лица вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, по которому судебным органом принято решение о привлечении к административной ответственности - назначен штраф в сумме 20,0 тыс.рублей.

По обращению контрольно-счетной палаты, в части выявленных фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, были составлены протоколы об административных правонарушениях: прокуратурой Нижегородской области - пять, министерством финансов Нижегородской области - 14. По результатам рассмотрения назначены административные наказания в виде штрафа 90,0 тыс.рублей и 220,0 тыс.рублей соответственно.

По материалам проверки контрольно-счетной палаты контрольно-счетной комиссией Пильнинского района в отношении должностного лица муниципального образования был составлен протокол об административных правонарушениях (в части средств местного бюджета), назначено наказание в виде штрафа в сумме 10,0 тыс.рублей.

Кроме того, по информации палаты инспекцией государственного строительного надзора Нижегородской области в отношении должностного лиц муниципальных образований за несвоевременное уведомление о начале строительства и использование объекта без разрешения на ввод эксплуатацию были составлены два протокола об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в общей сумме 11,0 тыс.рублей.

В отчетном периоде сложилась положительная практика принятия судами разных инстанций решений в пользу контрольно-счетной палаты в рамках рассмотрения судебных споров по результатам проведенных палатой контрольных мероприятий. В 2018 году Арбитражным судом Нижегородской области были рассмотрены две жалобы о признании недействительными представлений контрольно-счетной палаты. По результатам рассмотрения судебных дел истцам было отказано в удовлетворении требований (представления палаты признаны законными). Кроме того, в отчетном периоде Первый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции о законности представления контрольно-счетной палаты по жалобе 2017 года. Всего сотрудники палаты приняли участие в 17 судебных заседаниях (помимо судебных заседаний по рассмотрению протоколов об административных правонарушениях), в том числе как третьи лица.

В рамках обеспечения парламентского контроля в течение отчетного года на заседаниях четырех профильных комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области были рассмотрены отчеты пяти контрольных мероприятий, проведенных палатой по поручению Законодательного Собрания области. Депутатами были приняты решения и рекомендации в адрес Правительства Нижегородской области по устранению выявленных нарушений.

На заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 28 марта 2019 года было рассмотрено 25 вопросов, в том числе три законопроекта:

  1. О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»;
  2. заключения на которые в соответствии с законодательством были подготовлены контрольно-счетной палатой Нижегородской области.
  3. О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»;
  4. О порядке безвозмездного приобретения имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства и огородничества, в государственную собственность Нижегородской области или муниципальную собственность муниципальных образований Нижегородской области,

    заключения на которые в соответствии с законодательством были подготовлены контрольно-счетной палатой Нижегородской области.



[1] В том числе проведено одно мероприятие (не включенное в уточненный план работы контрольно-счетной палаты) на основании обращения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области.
[2] В настоящее время материалы находятся в производстве Следственной части Следственного управления МВД России по городу Нижнему Новгороду.