На главную

Новости

30 марта 2020

О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области

О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области

otchetНа заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 26 марта 2019 года рассмотрен отчет о работе контрольно-счетной палаты Нижегородской области в 2019 году. Отчет о работе депутатам представила председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области  Елена Борисовна Букарева.

В отчетном периоде деятельность контрольно-счетной палаты осуществлялась в соответствии с полномочиями, установленными Законом Нижегородской области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области», на основании плана работы на 2019 год, утвержденного решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области.

Все плановые мероприятия выполнены палатой в полном объеме. Первоначальной редакцией плана работы контрольно-счетной палаты были запланированы к проведению 48 контрольных мероприятий, в течение года дополнительно включены в план два контрольных мероприятия. Кроме того, завершены две проверки из плана 2018 года.

Из общего числа запланированных мероприятий тематика 20 была обусловлена непосредственными требованиями законодательства, 14 мероприятий включены по поручению Законодательного Собрания, 14 – по предложению Правительства области, одно - по обращению Следственного управления Следственного комитета РФ по Нижегородской области, одно – по депутатскому запросу. Всего в 2019 году контрольно-счетной палатой было проведено 52 контрольных и 47 экспертно-аналитических мероприятий.

Объем бюджетных средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 12 670,0 млн.рублей или 8% от общего объема областного бюджета по расходам. Проверками было охвачено 183 объекта, по итогам контрольных мероприятий составлено 183 акта.

Проверки осуществлялись в исполнительных органах государственной власти (39 объектов), органах местного самоуправления (45 объектов), государственных и муниципальных учреждениях (всего 96 объектов, по уровню бюджетов: 26 и 70 соответственно), в организациях, получающих и использующих средства областного бюджета (3 объекта).

Общая сумма финансовых нарушений и недостатков при использовании средств бюджетной системы составила 1 011,4 млн.рублей  / 544 нарушения.

Из общего объема выявленных нарушений 48% приходилось на нарушения условий и порядка предоставления и расходования:

  • межбюджетных трансфертов – 422,2 млн.рублей (42% общего объема нарушений, в 2018 году – 20%) / 25 нарушений;
  • субсидий государственным учреждениям – 55,8 млн.рублей (6%, в 2018 году – 10%) / 41 нарушение.

При этом рост в 2,4 раза нарушений, связанных с предоставлением и расходованием межбюджетных трансфертов, обусловлен прежде всего приростом количества межбюджетных трансфертов (в 2,3 раза), в отношении которых в отчетном периоде контрольно-счетной палатой проводились проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования вырос по сравнению с 2018 годом в 2,6 раза и составил 8,3 млн.рублей / 63 нарушения, из них 7,5 млн.рублей (90% нарушений) - использование субвенции на исполнение полномочий в сфере общего образования на цели, не предусмотренные нормативными правовыми актами (приобретение нефтепродуктов, медицинские осмотры водителей, приобретение моющих и чистящих средств, обслуживание автоматической пожарной сигнализации, пультовая охрана, приобретение тахографов и пр.).

В 2019 году контрольные мероприятия в отношении использования субвенций на исполнение передаваемых полномочий в области образования были проведены в 16 муниципальных районах и городских округах, в 2018 году – в двух.

Из общей суммы нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере 52%  объема всех выявленных финансовых нарушений составили иные нарушения – 525,1 млн.рублей / 415 нарушений.

Кроме того, в отчетном периоде было установлено неэффективное использование средств областного и местного бюджетов в объеме 64,0 млн.рублей /89 нарушений.

Значительная часть нарушений действующего законодательства, выявленных контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями (на момент подготовки отчета), устранена:

  • из 435 финансовых нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий и требующих устранения, устранены 327, что составляет 75% от общего числа фактов (в 2018 году - устранены 70% от общего количества выявленных нарушений);
  • с учетом выводов и предложений контрольно-счетной палаты приняты вновь и внесены корректировки в 260 нормативных правовых актов Нижегородской области (в 2018 году – в 135 нормативных правовых актов);
  • предотвращено бюджетных потерь на сумму 56,4 млн.рублей.

В целом по замечаниям контрольно-счетной палаты подлежало восстановлению в бюджет 87,7 млн.рублей. В отчетном периоде в результате принятых мер:

  • обеспечен возврат средств в объеме 68,1 млн.рублей (78%), в том числе перечислено в доход бюджета денежными средствами – 43,8 млн.рублей (из них по итогам рассмотрения министерством финансов Нижегородской области уведомлений контрольно-счетной палаты о применении бюджетных мер принуждения возвращено 6,7 млн.рублей), восстановлено путем выполнения работ и (или) оказания услуг – 24,3 млн.рублей;
  • во исполнение представлений палаты объектами контроля проводится претензионно-исковая работа на общую сумму 13,7 млн.рублей (16%).

Кроме того, из общей суммы, подлежащей восстановлению в бюджет:

  • 5,5 млн.рублей (6%) – срок реализации не наступил;
  • 0,4 млн.рублей (менее 1%) - нереально к взысканию, в том числе: 0,2 млн.рублей - в связи с непризнанием объектом проверки (Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области) установленных замечаний. На дату формирования настоящего отчета проводится процессуальная проверка ГУ МВД РФ по Нижегородской области; 0,2 млн.рублей - поставщик оборудования подал встречный иск к ГП НО «Нижегородская областная фармация» и отказ сотрудников от возврата неправомерно начисленной заработной платы.

В то же время, по проверкам прошлых лет в 2019 году возвращено (перечислением) в бюджет 43,3 млн.рублей средств, использованных с нарушениями.

Помимо этого, по проверкам прошлых лет из общей суммы 36,9 млн.рублей, подлежащей взысканию на основании судебных решений:

  • исполнительное производство окончено на сумму 4,3 млн.рублей;
  • включены в реестр требований кредиторов – 28,5 млн.рублей;
  • находится на исполнении в ФССП – 2,1 млн.рублей;
  • оспаривается в других судах – 0,5 млн.рублей;
  • приостановлено производство в связи с переквалификацией (обвинение в совершении преступлений по ст.159 ч.4 УК РФ) – 1,5 млн.рублей.

В адрес проверенных организаций контрольно-счетной палатой было направлено 157 представлений и три предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.

В отчетном периоде должностные лица контрольно-счетной палаты активно реализовывали свои полномочия, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Всего в 2019 году по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий было выявлено 147 административных правонарушений, по которым судебными органами вынесены решения, в том числе о привлечении к административной ответственности. В настоящее время судами рассмотрены все возбужденные дела об административных правонарушениях, из них:

  • по 139 делам вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 2,1 млн.рублей, из которых лицами, привлеченными к административной ответственности, уплачено в 2019 году в бюджет 1 ,7 млн.рублей;
  • по двум делам назначено наказание в виде предупреждения; 
  • по двум делам установлена малозначительность совершенного административного правонарушения и виновные лица освобождены от административной ответственности; 
  • четыре административных дела прекращены (по истечении срока привлечения к ответственности).

Также, в отчетном периоде поступили штрафы в сумме 0,1 млн.рублей за правонарушения, выявленные в 2018 году.

Кроме того, в отношении 27 случаев, содержащих признаки правонарушений, протоколы не составлялись в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам рассмотрения представлений и предписаний контрольно-счетной палаты приняты меры по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности (привлечен 81 сотрудник проверенных организаций) - вынесены дисциплинарные взыскания: 72 замечания; девять выговоров).

В качестве мер прокурорского реагирования по результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: материалы одной проверки направлены в орган предварительного расследования; материалы двух проверок направлены на дополнительную проверку в районные ОМВД России в порядке ст.144-145 УПК РФ; к дисциплинарной ответственности привлечено одно должностное лицо.

По обращению контрольно-счетной палаты, в части выявленных фактов нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, были составлены протоколы об административных правонарушениях: министерством финансов Нижегородской области – 15; Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - два. По результатам рассмотрения назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 240,0 тыс.рублей и 15,0 тыс.рублей соответственно.

Помимо судебных заседаний по рассмотрению протоколов об административных правонарушениях сотрудники палаты приняли участие, в том числе как третьи лица, в 10 судебных заседаниях, проводимых арбитражными судами. Подготовлено в судебные органы и прокуратуру семь мотивированных жалоб, возражений, мнений.

В 2019 году Арбитражным судом Нижегородской области были рассмотрены две жалобы о признании недействительными представлений контрольно-счетной палаты. По результатам рассмотрения судебных дел истцам отказано в удовлетворении требований (представления палаты признаны законными). 

В рамках обеспечения парламентского контроля в течение отчетного года на заседаниях пяти профильных комитетов Законодательного Собрания Нижегородской области были рассмотрены отчеты о результатах 10 контрольных мероприятий, проведенных палатой по поручению Законодательного Собрания области.

По итогам рассмотрения отчета о работе контрольно-счетной палаты за 2019 год депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области отмечена положительная динамика результатов контрольной и экспертно-аналитической деятельности палаты (постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 26 марта 2020 г. № 1344-VI).
.

Кроме того, контрольно-счетной палатой были подготовлены заключения на три законопроекта, в том числе рассмотренных на заседании Законодательного Собрания Нижегородской области 26 марта 2020 года:

  • «О внесении изменений в статью 1 Закона Нижегородской области «О приостановлении действия отдельных положений законов Нижегородской области в связи с Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
  • «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
  • «О внесении изменений в Закон Нижегородской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».