Контроль за исполнением областного бюджета
Информация об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа исполнения и контроль за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 1 квартал 2023 года»
Информация
об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Проведение оперативного анализа исполнения и контроль за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 1 квартал 2023 года»
(п. 2.6 Плана работы КСП НО)
1. Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 20.12.2022 № 197-З (далее – Закон о бюджете) на отчетную дату (в редакции от 21.02.2023) доходы областного бюджета на 2023 год утверждены в сумме 253 869 694,7 тыс.рублей; расходы – 287 296 240,5 тыс.рублей; дефицит – 33 426 545,8 тыс.рублей.
Кроме того, в отчетном квартале внесены изменения в бюджетную роспись, в результате которых на 01.04.2023 сформирован уточненный план со следующими основными параметрами:
Таблица 1. (тыс.рублей) |
Доходы | Расходы | Профицит (+) Дефицит (-) |
|
Закон от 20.12.2022 № 197-З | 253 998 180,7 | 270 789 697,3 | 16 791 516,6 |
изменения, внесенные в Закон в течение отчетного 2023 года, из них: |
-128 486,0 | +16 506 543,2 |
Х |
за счет безвозмездных поступлений | -128 486,0 | Х | Х |
за счет налоговых и неналоговых доходов | - | Х | Х |
Закон с учетом изменений (ред. от 21.02.2023) |
253 869 694,7 | 287 296 240,5 | 33 426 545,8 |
кроме того, уточнение бюджетного плана на основании внесения изменений в бюджетную роспись |
Х | +945 524,2 |
Х |
Уточненный план на 01.04.2023 | Х | 288 241 764,7 |
Х |
По итогам 1 квартала 2023 года областной бюджет исполнен:
- по доходам в сумме 73 327 336,3 тыс.рублей, что составляет 28,9% от уточненного плана на 2023 год (253 869 694,7 тыс.рублей);
- по расходам в сумме 62 766 141,4 тыс.рублей, что составляет 21,8% от уточненного годового плана (288 241 764,7 тыс.рублей).
Областной бюджет по итогам 1 квартала 2023 года исполнен с профицитом в сумме 10 561 194,9 тыс.рублей (1 квартал 2022 года был исполнен с профицитом в сумме 10 921 741,2 тыс.рублей).
2. Уточненный годовой план по доходам на 2023 год (253 869 694,7 тыс.рублей) составил 110,9% к уточненному годовому плану на 2022 год (228 973 529,4 тыс.рублей), кассовое исполнение по доходам за 1 квартал 2023 года (73 327 336,3 тыс.рублей) составило 129,6% к поступлениям за 1 квартал 2022 года (56 558 385,8 тыс.рублей).
Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 56 539 041,9 тыс.рублей, что на 7 798 829,1 тыс.рублей или на 16,0% больше поступлений аналогичного периода 2022 года (48 740 212,8 тыс.рублей).
Увеличение кассового исполнения по доходам за 1 квартал 2023 года по сравнению с 1 кварталом 2022 года обусловлено увеличением поступлений налоговых доходов на 15,0%, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений - в два раза.
Налоговые доходы (подгруппы 1 01 – 1 09) поступили в отчетном периоде в сумме 55 336 633,9 тыс.рублей, что на 7 221 848,2 тыс.рублей или на 15,0% больше поступлений аналогичного периода 2022 года (48 114 785,7 тыс.рублей).
Информация об исполнении в отчетном периоде налоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:
Таблица 2. |
Подгруппа | Наименование подгруппы | Исполнение за 1 квартал 2023 года, тыс.рублей |
Отклонение к 1 кварталу 2022 года |
|
тыс.рублей | % | |||
1 01 | Налоги на прибыль, доходы | 41 835 751,3 | +5 730 166,7 | +15,9 |
1 03 | Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 6 703 705,3 | +453 433,3 | +7,3 |
1 05 | Налоги на совокупный доход | 1 936 988,9 | -241 880,4 | -11,1 |
1 06 | Налоги на имущество | 4 717 908,2 | +1 310 159,1 | +38,4 |
1 07 | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 58 796,4 | -15 930,3 | -21,3 |
1 08 | Государственная пошлина | 83 537,2 | -14 013,6 | -14,4 |
1 09 | Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам | -53,4 | -86,6 | - |
Всего налоговые доходы | 55 336 633,9 | 7 221 848,2 | +15,0 |
Неналоговые доходы (подгруппа 1 11 – 1 18) поступили в сумме 1 202 408,0 тыс.рублей, что на 576 980,9 тыс.рублей или в два раза больше поступлений 1 квартала 2022 года (625 427,1 тыс.рублей).
Информация об исполнении в отчетном периоде неналоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:
Таблица 3. |
Подгруппа | Наименование | Исполнение в 1 квартале 2023 года, тыс.рублей | Отклонение к 1 кварталу 2022 года |
|
тыс.рублей | % | |||
1 11 | Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 212 326,5 | +151 939,7 | увел.в 3,5 раза |
1 12 | Платежи при пользовании природными ресурсами | 189 035,0 | +2 867,8 | +1,5 |
1 13 | Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства | 120 228,5 | +38 186,2 | +46,5 |
1 14 | Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 37 045,4 | +19 369,2 | увел. в 2,1 раза |
1 15 | Административные платежи и сборы | 2 927,1 | +351,6 | +13,7 |
1 16 | Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 640 575,6 | +358 566,0 | увел.в 2,3 раза |
1 17 | Прочие неналоговые доходы | 269,9* | - | - |
1 18 | Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации | 0 | 0 | 0 |
Всего неналоговые доходы | 1 202 408,0 | 576 980,9 | увел. в 1,9 раза |
*в 1 квартале 2022 года невыясненные поступления по подгруппе «Прочие неналоговые доходы» составляли «минус» 5 430,5 тыс.рублей.
План по безвозмездным поступлениям на 2023 год (группа 2 доходов бюджета), первоначально утвержденный Законом о бюджете в сумме 45 381 873,9 тыс.рублей, в отчетном периоде уменьшен на 128 486,0 тыс.рублей и, на основании внесения изменений в Закон о бюджете и сводную бюджетную роспись, на 01.04.2023 составил 45 253 387,9 тыс.рублей (на 01.04.2022 –50 814 049,4 тыс.рублей).
Безвозмездные поступления в отчетном периоде исполнены в сумме 16 788 294,4 тыс.рублей, 37,1% от плана на год (1 квартал 2022 года –7 818 173,0 тыс.рублей).
По видам поступлений:
Таблица 4. |
группы/ подгруппы |
Наименование | Исполнение в 1 квартале 2023 года (тыс.рублей) | Отклонение к 1 кварталу 2022 года, +/- |
|
тыс.рублей | % | |||
2 02 00 | Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 15 498 691,8 | +8 274 188,3 | увел. в 2,1 раза |
2 03 00 | Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 482 864,3 | +456 770,6 | увел. в 18,5 раза |
2 04 00 | Безвозмездные поступления от негосударственных организаций | -568,6 | - | - |
2 18 00 | Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | 979 289,9 | +275 044,4 | +39,1 |
ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 16 960 277,4 | +9 006 003,3 | +113,2 | |
2 19 00 | Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | -171 983,0 | -46 836,4 | +25,8 |
ВСЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет | 16 788 294,4 | +8 959 166,9 | увел. в 2,1 раза |
3. Уточненный план по расходам областного бюджета на 2023 год, с учетом изменений на 01.04.2023, сформирован в сумме 288 241 764,7 тыс.рублей, увеличен на 17 452 067,4 тыс.рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом (на 16 506 543,2 тыс.рублей на основании изменений в Закон о бюджете, на 945 524,2 тыс.рублей – в сводную бюджетную роспись).
Лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО) установлены в сумме 267 783 430,9 тыс.рублей, 92,9% от общей суммы бюджетных ассигнований.
Правила утверждения лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета и доведения их до главных распорядителей средств областного бюджета утверждены приказом министерства финансов области от 23.12.2015 № 274 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и Порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета».
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2023 № 134 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 20.12.2022 № 197-З «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»» ЛБО устанавливаются главным распорядителям средств областного бюджета на 2023 год в рамках прогноза кассовых выплат областного бюджета в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области. В течение года рассматривается возможность утверждения и доведения ЛБО до объема годовых бюджетных ассигнований.
Кассовое исполнение расходов областного бюджета в 1 квартале 2023 года составило 62 766 141,4 тыс.рублей или 21,8% от уточненного годового плана. Расходы областного бюджета были направлены на реализацию программных (97,2% от кассовых расходов) и непрограммных мероприятий (2,8%).
3.1. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области в 2023 году реализуется 50 региональных проектов1 в рамках 13 из 14 национальных проектов2.
По состоянию на 01.04.2023 в областном бюджете на 2023 год (уточненный план) предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 37 региональных проектов в составе 11 национальных проектов3 в общей сумме 36 949 025,9 тыс.рублей - 12,8% назначений областного бюджета.
Фактически на 01.04.2023 года в рамках мероприятий 15 государственных программ Нижегородской области осуществлялось финансирование 28 региональных проектов в составе девяти национальных проектов4. За 1 квартал 2023 года кассовые расходы составили 7 552 447,2 тыс.рублей (12,0% общей суммы кассовых расходов5), в том числе за счет средств областного бюджета – 20,8%, за счет средств федерального бюджета – 79,2%.
3.2. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013 № 1417-р (ред. от 17.01.2023) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждено 36 государственных программ (далее – ГП, Госпрограмма, государственная программа), действующих на территории Нижегородской области.
В 1 квартале 2023 года предусмотрено финансирование 35 государственных программ. Кассовые расходы на финансирование программных мероприятий составили 61 018 279,7 тыс.рублей или 23,1% от годовых плановых назначений, предусмотренных на финансирование государственных программ (263 920 174,5 тыс.рублей).
Структура расходов в разрезе отдельных Госпрограмм в общей сумме расходов бюджета представлена на диаграмме.
*Иные государственные программы Нижегородской области – 25 государственных программ с долей расходов в общей сумме расходов бюджета менее 2,0%.
3.3. Непрограммные расходы областного бюджета в 1 квартале 2023 года исполнены в сумме 1 747 861,7 тыс.рублей (7,2% от уточненного годового плана – 24 321 590,2 тыс.рублей), что ниже среднего уровня исполнения расходов по бюджету (21,8%) и на 204 519,6 тыс.рублей или 10,5% меньше непрограммных расходов аналогичного периода 2022 года (1 952 381,3 тыс.рублей).
Наибольшая доля расходов исполнена по следующим направлениям:
- расходы на обеспечение функций государственных органов – 476 924,9 тыс.рублей (18,1% от уточненного годового плана 2 629 670,9 тыс.рублей) – 27,3% в непрограммных расходах;
- расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений – 310 846,4 тыс.рублей (17,7% от уточненного годового плана 1 754 290,8 тыс.рублей) – 17,8% в непрограммных расходах;
- субсидии в виде взносов (имущественных взносов) в некоммерческие (автономные некоммерческие) организации – 269 997,7 тыс.рублей (37,6% от уточненного годового плана 718 367,5 тыс.рублей) – 14,4% в непрограммных расходах;
- прочие выплаты по обязательствам Нижегородской области - 181 391,6 тыс.рублей (5,3% от уточненного годового плана 3 406 148,5 тыс.рублей) – 10,4% в непрограммных расходах;
- обеспечение деятельности аппаратов мировых судов – 118 203,6 тыс.рублей (15,3% от уточненного годового плана 773 113,8 тыс.рублей) – 6,8% в непрограммных расходах.
4. Финансирование деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений.
По состоянию на 01.01.2023 на территории Нижегородской области функционировало 539 учреждений, учредителями которых являются органы исполнительной власти Нижегородской области, в том числе 507 государственных бюджетных учреждений и 32 государственных автономных учреждения.
В соответствии со ст. 69.2 БК РФ для бюджетных и автономных учреждений органами исполнительной власти Нижегородской области формируется государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы.
За 1 квартал 2023 года исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями по видам финансового обеспечения их деятельности за счет средств областного бюджета сложилось следующее:
Таблица 5. |
Наименование | ДОХОДЫ (тыс.рублей) |
РАСХОДЫ (тыс.рублей) |
||||
план | исполнено | % от плана | план* | исполнено | % от плана | |
Субсидии на выполнение государственного задания | 33 795 337,9 | 8 180 148,9 | 24,2 | 34 655 695,8 | 7 077 588,1 | 20,4 |
Субсидии на иные цели | 11 220 115,5 | 3 294 389,8 | 29,4 | 13 495 384,5 | 2 047 546,2 | 15,2 |
Итого | 45 015 453,4 | 11 474 538,7 | 25,5 | 48 151 080,3 | 9 125 134,3 | 19,0 |
*- план по расходам утвержден с учетом остатков средств на начало года.
5. Согласно выписке из Долговой книги Нижегородской области государственный долг области по фактическим обязательствам (с учетом обязательств по государственным гарантиям) на 01.04.2023 учитывается в сумме 132 964 728,6 тыс.рублей, увеличился с начала года незначительно - на 16 480,8 тыс.рублей. Объем государственного долга на 01.04.2023 не превышает предельные объемы действующих ограничений.
Аудитор палаты Н.С. Хлунова
1 - В 2022 году – 48 региональных проектов: в 2022 году завершена реализация регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (национальный проект «Образование»); в 2023 году предусмотрено финансирование новых региональных проектов «Повышение доступности туристических продуктов» (национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»), «Создание сети современных кампусов» (национальный проект «Наука») и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» (национальный проект «Безопасные качественные дороги»).
2 - В рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
3 - Не предусмотрены плановые бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
4 - В 1 квартале 2023 года не осуществлялось финансирование национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт»..
5 - За 1 квартал 2022 года: 3 268 803,0 тыс.рублей, 7,2% общей суммы кассовых расходов бюджета, 8,2% плановых назначений на год.