На главную

Контроль за исполнением областного бюджета

Информация об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Проведение оперативного анализа исполнения и контроль за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 1 квартал 2023 года»

Информация
об основных результатах экспертно-аналитического мероприятия
«Проведение оперативного анализа исполнения и контроль за организацией исполнения областного бюджета Нижегородской области за 1 квартал 2023 года»

(п. 2.6 Плана работы КСП НО)

1. Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» от 20.12.2022 № 197-З (далее – Закон о бюджете) на отчетную дату (в редакции от 21.02.2023) доходы областного бюджета на 2023 год утверждены в сумме 253 869 694,7 тыс.рублей; расходы – 287 296 240,5 тыс.рублей; дефицит – 33 426 545,8 тыс.рублей.

Кроме того, в отчетном квартале внесены изменения в бюджетную роспись, в результате которых на 01.04.2023 сформирован уточненный план со следующими основными параметрами:

      Таблица 1.
(тыс.рублей)
   Доходы  Расходы Профицит (+)
Дефицит (-)
 Закон от 20.12.2022 № 197-З  253 998 180,7  270 789 697,3  16 791 516,6
 изменения, внесенные в Закон в течение
отчетного 2023 года, из них:
 -128 486,0  +16 506 543,2
 Х
 за счет безвозмездных поступлений -128 486,0  Х  Х
 за счет налоговых и неналоговых доходов  -  Х  Х
 Закон с учетом изменений
(ред. от 21.02.2023)
253 869 694,7 287 296 240,5 33 426 545,8
 кроме того,
уточнение бюджетного плана на основании
внесения изменений в бюджетную роспись
 Х +945 524,2
 Х
 Уточненный план на 01.04.2023  Х 288 241 764,7
 Х

По итогам 1 квартала 2023 года областной бюджет исполнен:

  • по доходам в сумме 73 327 336,3 тыс.рублей, что составляет 28,9% от уточненного плана на 2023 год (253 869 694,7 тыс.рублей);
  • по расходам в сумме 62 766 141,4 тыс.рублей, что составляет 21,8% от уточненного годового плана (288 241 764,7 тыс.рублей).

Областной бюджет по итогам 1 квартала 2023 года исполнен с профицитом в сумме 10 561 194,9 тыс.рублей (1 квартал 2022 года был исполнен с профицитом в сумме 10 921 741,2 тыс.рублей).

2. Уточненный годовой план по доходам на 2023 год (253 869 694,7 тыс.рублей) составил 110,9% к уточненному годовому плану на 2022 год (228 973 529,4 тыс.рублей), кассовое исполнение по доходам за 1 квартал 2023 года (73 327 336,3 тыс.рублей) составило 129,6% к поступлениям за 1 квартал 2022 года (56 558 385,8 тыс.рублей).

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 56 539 041,9 тыс.рублей, что на 7 798 829,1 тыс.рублей или на 16,0% больше поступлений аналогичного периода 2022 года (48 740 212,8 тыс.рублей).

Увеличение кассового исполнения по доходам за 1 квартал 2023 года по сравнению с 1 кварталом 2022 года обусловлено увеличением поступлений налоговых доходов на 15,0%, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений - в два раза.

Налоговые доходы (подгруппы 1 01 – 1 09) поступили в отчетном периоде в сумме 55 336 633,9 тыс.рублей, что на 7 221 848,2 тыс.рублей или на 15,0% больше поступлений аналогичного периода 2022 года (48 114 785,7 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде налоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:

      Таблица 2.
Подгруппа Наименование подгруппы Исполнение
за 1 квартал 2023 года, тыс.рублей
Отклонение
к 1 кварталу 2022 года
 тыс.рублей %
1 01 Налоги на прибыль, доходы 41 835 751,3 +5 730 166,7 +15,9
1 03 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 6 703 705,3 +453 433,3 +7,3
1 05 Налоги на совокупный доход 1 936 988,9 -241 880,4 -11,1
1 06 Налоги на имущество 4 717 908,2 +1 310 159,1 +38,4
1 07 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 58 796,4 -15 930,3 -21,3
1 08 Государственная пошлина 83 537,2 -14 013,6 -14,4
1 09 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам -53,4 -86,6 -
  Всего налоговые доходы 55 336 633,9 7 221 848,2 +15,0

Неналоговые доходы (подгруппа 1 11 – 1 18) поступили в сумме 1 202 408,0 тыс.рублей, что на 576 980,9 тыс.рублей или в два раза больше поступлений 1 квартала 2022 года (625 427,1 тыс.рублей).

Информация об исполнении в отчетном периоде неналоговых доходов по подгруппам представлена в таблице:

      Таблица 3.
Подгруппа Наименование Исполнение в 1 квартале 2023 года, тыс.рублей Отклонение
к 1 кварталу 2022 года
тыс.рублей %
1 11 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 212 326,5 +151 939,7 увел.в 3,5 раза
1 12 Платежи при пользовании природными ресурсами 189 035,0 +2 867,8 +1,5
1 13 Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 120 228,5 +38 186,2 +46,5
1 14 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 37 045,4 +19 369,2 увел. в 2,1 раза
1 15 Административные платежи и сборы 2 927,1 +351,6 +13,7
1 16 Штрафы, санкции, возмещение ущерба 640 575,6 +358 566,0 увел.в 2,3 раза
1 17 Прочие неналоговые доходы 269,9* - -
1 18 Поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации 0 0 0
  Всего неналоговые доходы 1 202 408,0 576 980,9 увел. в 1,9 раза

*в 1 квартале 2022 года невыясненные поступления по подгруппе «Прочие неналоговые доходы» составляли «минус» 5 430,5 тыс.рублей.

План по безвозмездным поступлениям на 2023 год (группа 2 доходов бюджета), первоначально утвержденный Законом о бюджете в сумме 45 381 873,9 тыс.рублей, в отчетном периоде уменьшен на 128 486,0 тыс.рублей и, на основании внесения изменений в Закон о бюджете и сводную бюджетную роспись, на 01.04.2023 составил 45 253 387,9 тыс.рублей (на 01.04.2022 –50 814 049,4 тыс.рублей).

Безвозмездные поступления в отчетном периоде исполнены в сумме 16 788 294,4 тыс.рублей, 37,1% от плана на год (1 квартал 2022 года –7 818 173,0 тыс.рублей).

По видам поступлений:

      Таблица 4.
группы/
подгруппы
Наименование  Исполнение в 1 квартале 2023 года (тыс.рублей) Отклонение к 1 кварталу
2022 года,
+/-
тыс.рублей     %
2 02 00 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 15 498 691,8 +8 274 188,3 увел. в 2,1 раза
2 03 00 Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций 482 864,3 +456 770,6 увел. в 18,5 раза
2 04 00 Безвозмездные поступления от негосударственных организаций -568,6 - -
2 18 00 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата бюджетами бюджетной системы РФ и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 979 289,9 +275 044,4 +39,1
  ИТОГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 16 960 277,4 +9 006 003,3 +113,2
2 19 00 Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -171 983,0 -46 836,4 +25,8
  ВСЕГО БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ с учетом возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет 16 788 294,4 +8 959 166,9 увел. в 2,1 раза


3. Уточненный план по расходам областного бюджета на 2023 год, с учетом изменений на 01.04.2023, сформирован в сумме 288 241 764,7 тыс.рублей, увеличен на 17 452 067,4 тыс.рублей по сравнению с первоначально утвержденным планом (на 16 506 543,2 тыс.рублей на основании изменений в Закон о бюджете, на 945 524,2 тыс.рублей – в сводную бюджетную роспись).

Лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО) установлены в сумме 267 783 430,9 тыс.рублей, 92,9% от общей суммы бюджетных ассигнований.

Правила утверждения лимитов бюджетных обязательств по расходам областного бюджета и доведения их до главных распорядителей средств областного бюджета утверждены приказом министерства финансов области от 23.12.2015 № 274 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и Порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств областного бюджета».

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2023 № 134 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 20.12.2022 № 197-З «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»» ЛБО устанавливаются главным распорядителям средств областного бюджета на 2023 год в рамках прогноза кассовых выплат областного бюджета в соответствии с приказом министерства финансов Нижегородской области. В течение года рассматривается возможность утверждения и доведения ЛБО до объема годовых бюджетных ассигнований.

Кассовое исполнение расходов областного бюджета в 1 квартале 2023 года составило 62 766 141,4 тыс.рублей или 21,8% от уточненного годового плана. Расходы областного бюджета были направлены на реализацию программных (97,2% от кассовых расходов) и непрограммных мероприятий (2,8%).

3.1. В целях исполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в Нижегородской области в 2023 году реализуется 50 региональных проектов1 в рамках 13 из 14 национальных проектов2.

По состоянию на 01.04.2023 в областном бюджете на 2023 год (уточненный план) предусматривались бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий 37 региональных проектов в составе 11 национальных проектов3 в общей сумме 36 949 025,9 тыс.рублей - 12,8% назначений областного бюджета.

Фактически на 01.04.2023 года в рамках мероприятий 15 государственных программ Нижегородской области осуществлялось финансирование 28 региональных проектов в составе девяти национальных проектов4. За 1 квартал 2023 года кассовые расходы составили 7 552 447,2 тыс.рублей (12,0% общей суммы кассовых расходов5), в том числе за счет средств областного бюджета – 20,8%, за счет средств федерального бюджета – 79,2%.

3.2. Распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.07.2013   № 1417-р (ред. от 17.01.2023) «Об утверждении перечня государственных программ Нижегородской области» утверждено 36 государственных программ (далее – ГП, Госпрограмма, государственная программа), действующих на территории Нижегородской области.

В 1 квартале 2023 года предусмотрено финансирование 35 государственных программ. Кассовые расходы на финансирование программных мероприятий составили 61 018 279,7 тыс.рублей или 23,1% от годовых плановых назначений, предусмотренных на финансирование государственных программ (263 920 174,5 тыс.рублей).

Структура расходов в разрезе отдельных Госпрограмм в общей сумме расходов бюджета представлена на диаграмме.
diagramma*Иные государственные программы Нижегородской области – 25 государственных программ с долей расходов в общей сумме расходов бюджета  менее 2,0%.

3.3. Непрограммные расходы областного бюджета в 1 квартале 2023 года исполнены в сумме 1 747 861,7 тыс.рублей (7,2% от уточненного годового плана – 24 321 590,2 тыс.рублей), что ниже среднего уровня исполнения расходов по бюджету (21,8%) и на 204 519,6 тыс.рублей или 10,5% меньше непрограммных расходов аналогичного периода 2022 года (1 952 381,3 тыс.рублей).

Наибольшая доля расходов исполнена по следующим направлениям:

  1. расходы на обеспечение функций государственных органов – 476 924,9 тыс.рублей (18,1% от уточненного годового плана 2 629 670,9 тыс.рублей) – 27,3% в непрограммных расходах;
  2. расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений – 310 846,4 тыс.рублей (17,7% от уточненного годового плана 1 754 290,8 тыс.рублей) – 17,8% в непрограммных расходах;
  3. субсидии в виде взносов (имущественных взносов) в некоммерческие (автономные некоммерческие) организации – 269 997,7 тыс.рублей (37,6% от уточненного годового плана 718 367,5 тыс.рублей) – 14,4% в непрограммных расходах;
  4. прочие выплаты по обязательствам Нижегородской области - 181 391,6 тыс.рублей (5,3% от уточненного годового плана 3 406 148,5 тыс.рублей) – 10,4% в непрограммных расходах;
  5. обеспечение деятельности аппаратов мировых судов – 118 203,6 тыс.рублей (15,3% от уточненного годового плана 773 113,8 тыс.рублей) – 6,8% в непрограммных расходах.

4. Финансирование деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений.

По состоянию на 01.01.2023 на территории Нижегородской области функционировало 539 учреждений, учредителями которых являются органы исполнительной власти Нижегородской области, в том числе 507 государственных бюджетных учреждений и 32 государственных автономных учреждения.

В соответствии со ст. 69.2 БК РФ для бюджетных и автономных учреждений органами исполнительной власти Нижегородской области формируется государственное задание. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы.

За 1 квартал 2023 года исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями по видам финансового обеспечения их деятельности за счет средств областного бюджета сложилось следующее:

      Таблица 5.
Наименование ДОХОДЫ
(тыс.рублей)
РАСХОДЫ
(тыс.рублей)
план исполнено % от плана план* исполнено % от плана
Субсидии на выполнение государственного задания 33 795 337,9 8 180 148,9 24,2 34 655 695,8 7 077 588,1 20,4
Субсидии на иные цели 11 220 115,5 3 294 389,8 29,4 13 495 384,5 2 047 546,2 15,2
Итого 45 015 453,4 11 474 538,7 25,5 48 151 080,3 9 125 134,3 19,0

*- план по расходам утвержден с учетом остатков средств на начало года.

5. Согласно выписке из Долговой книги Нижегородской области государственный долг области по фактическим обязательствам (с учетом обязательств по государственным гарантиям) на 01.04.2023 учитывается в сумме 132 964 728,6 тыс.рублей, увеличился с начала года незначительно - на 16 480,8 тыс.рублей. Объем государственного долга на 01.04.2023 не превышает предельные объемы действующих ограничений.

 

Аудитор палаты                                                                                                    Н.С. Хлунова



 

1 - В 2022 году – 48 региональных проектов: в 2022 году завершена реализация регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» (национальный проект «Образование»); в 2023 году предусмотрено финансирование новых региональных проектов «Повышение доступности туристических продуктов» (национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»), «Создание сети современных кампусов» (национальный проект «Наука») и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» (национальный проект «Безопасные качественные дороги»).
2 - В рамках национального проекта «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» региональный проект «Коммуникации между центрами экономического роста (Нижегородская область)» завершен в 2020 году.
3 - Не предусмотрены плановые бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
4 - В 1 квартале 2023 года не осуществлялось финансирование национальных проектов «Цифровая экономика Российской Федерации», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Международная кооперация и экспорт»..
5 - За 1 квартал 2022 года: 3 268 803,0 тыс.рублей, 7,2% общей суммы кассовых расходов бюджета, 8,2% плановых назначений на год.